Влияние зависит от продолжительности и масштаба мер по борьбе со вспышкой и ее локализации, степени доверия потребителей к авиаперевозкам, экономических условий и т. д.
В целом в феврале 2020 года объемы пассажирмест снизились на 10%, в основном это было связано с перевозками из и в государства, в которых были выявлены ранние вспышки коронавируса, а также с сокращением авиасообщения с Китаем. В марте объемы пассажиро-мест в международных перевозках снизились на 48% не только в странах, где были зафиксированы вспышки на ранней стадии заболевания, а в мире в целом. В апреле объемы пассажиро-мест на международных направлениях рухнули на беспрецедентные 94%. По состоянию на 6 апреля 96% всех пунктов назначения в мире имели ограничения по перемещению. Порядка 90 стран полностью или частично закрыли границы, в то время как 44 страны закрыли границы для туристов из определенных государств.
Объемы воздушного фрахтования также продемонстрировали снижение. Общий объем перевезенных по воздуху грузов снизился в марте на 19%. Предварительный анализ показывает, что выручка от перевозки грузов снизится на 22%, с $8,3 до $6,5 млрд в марте по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Ввиду крайней неопределенности, исследователи выделили шесть сценариев.
Наиболее мягкий из них предполагает, что в случае появления первых признаков оздоровления отрасли в конце мая минимальные потери могут составить от $151 до $228 млрд, а также не менее 850 млн пассажиров (возможен V-образный отскок). Возможно постепенное восстановление мощностей: до 85% от базового уровня к декабрю.
Если же ограничительные меры будут ослаблены в июле, как предполагает жесткий сценарий, то отрасль может потерять уже от $108 до $150 млрд валового дохода. Восстановление мощности будет медленным: до 67% от базового уровня к декабрю при слабом росте спроса. При этом возможен либо сильный рост мощностей (на уровне 93%), который опередит восстановление спроса, либо восстановление мощностей только до 50% с отсрочкой и непрерывным спадом спроса.
До начала эпидемии авиакомпании планировали увеличить вместимость кресел в 2020 году на 3,5% по сравнению с 2019-м (международный – на 3,2% и внутренний – на 3,7%). Вместо этого, по данным последних исследований, пассажировместимость может сократиться на 32–59% по сравнению с базовым сценарием (международный – от 38 дo 71% и внутренний – от 28 дo 51%). Данный уровень емкостей будет ниже уровня 2019-го на 30–58% (международный – от 36 дo 70% и внутренний – от 25 до 49%). Крупнейшее снижение емкостей ожидается в Европе вслед за Африкой и Ближним Востоком.
Принимая во внимание изначальный показатель пассажиро-мест, спрос со стороны пассажиров мог бы достигнуть 187 млн в 2020 году (международные перевозки – 72 млн и внутренние – 115 млн). Согласно новым оценкам, спрос со стороны пассажиров может снизиться с базового уровня на 1,815 млн, до 3,213 млн (снижение международных перевозок на 861 млн, до 1,524 млн и внутренних на 953 млн, до 1,690 млн). Таким образом, уровень спроса будет ниже на 1,628 млн, до 3,027 млн (международные перевозки – на 790 млн, до 1,452 млн, и внутренние – на 838 млн, до 1,575 млн) по сравнению с уровнем 2019 года. Наиболее значимое снижение спроса, как ожидается, произойдет в Азиатско-Тихоокеанском регионе, достигнув пика в предстоящий летний сезон. Также сильный удар придется на Европу.
При первоначальных оценках по пассажиро-местам и линейном росте спроса валовая операционная выручка авиакомпаний от поступлений от пассажиров могла бы увеличиться до $22 млрд ($12 млрд от международных и $10 млрд от внутренних) по сравнению с 2019 годом. По новым оценкам, выручка авиакомпаний, наоборот, может значительно снизиться до $236–419 млрд (международные – $151–269 млрд и внутренние – $85–150 млрд) ниже базового уровня, а также $214–397 млрд (международные – $139–257 млрд и внутренние – $75–139 млрд) ниже уровня 2019-го. Более 60% от потерь в выручке придется на Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу.
При этом аэропорты потеряют более 50% пассажиропотока и 57%, или более $97 млрд, доходов в сравнении с обычным режимом ведения бизнеса (данные ACI).