К окончанию 2023 года платные парковки введены в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах Петербурга. Председатель петербургского Комтранса Валентин Енокаев называет эти районы флагманскими. На 2024 год комитет поставил перед собой задачу отследить экономический эффект от введения зон платных парковок. Чиновники хотят знать, как после взимания платы за стоянку изменились длительность часа-пик, скорость движения общественного и личного транспорта и аварийность на дорогах.
«По итогам 2023 года Петербург признан одним из безопасных с точки зрения транспортного риска городов. Впереди только Чукотка, но там с дорогами не так хорошо», – сказал В. Енокаев, выступая на пресс-конференции, посвященной результатам развития транспортного сектора в 2023 году и планам на 2024 год. Кстати, в Комтрансе не исключают, что в 2024 году платные парковки будут введены и в других городских районах. Например, в Пушкине. О ней, если верить петербургскому Комтрансу, просят сами жители города. Павел Иткин, зампред Заксобрания Петербурга, рассказал РЖД-Партнеру, что лично к нему активисты не обращались. Но наличие таких активистов он не исключает.
«Актуальность парковок присутствует. А если жители просят, то они тем более нужны», – говорит депутат.
Должны ли отдавать автовладельцы за парковку в пригороде столько же, сколько они отдают за парковку в центре Петербурга, депутат не готов ответить. С его слов, ценообразование – механизм регуляторный, он должен учитывать как нагрузку на инфраструктуру, так и стоимость билетов в музеи и парки. Смольный должен не только построить парковки, но и рассмотреть ситуацию со стоянкой туристических автобусов: где им парковаться и на каких условиях. По мнению П. Иткина, дефицит свободных парковочных мест у точек притяжения туристов наблюдается не только в Пушкине, но и в Петергофе, например.
«Стоимость парковки в пригородах Петербурга не должна быть запретительной, но она и не должна быть такой, чтобы машины оставляли надолго», – продолжает П. Иткин.
Платная парковка. Все не так однозначно
Прежде чем строить платные парковки, надо разработать маршруты общественного транспорта. Пока же добраться в пригородные районы Петербурга общественным транспортом непросто, поэтому горожане идут за помощью к депутатам. Они если не просят открыть новые маршруты, то умоляют усилить имеющиеся. П. Иткин ссылается на многочисленные обращения горожан, которые живут на стыке Ленобласти и Петербурга. Если верить недовольным, то они живут в транспортной изоляции.
«Недостаточное количество транспорта на маршрутах. Не все желающие могут попасть в автобус и уехать. Да, это – маятниковая история: утро и вечер», – продолжает П. Иткин.
Платная парковка ощущение изоляции только усилит. Поэтому вводить платную парковку в пригородах Петербурга нельзя без тщательного анализа ситуации, добавляет депутат Иткин. Борис Вишневский, еще один депутат петербургского Заксобрания, более категоричен.
«К созданию платной парковки отношусь плохо. Мне не известны жители, которые просят о создании платных парковок в Пушкине. Да, допускаю, такие могут быть, но они надеются так защитить парковочные места от туристов. Но этот путь мне видится тупиковым, потому что внедрение платных парковок в центральных районах Петербурга я оцениваю крайне отрицательно. Несмотря на все победные реляции Комтранса. Уверен, единственная реальная цель ввода платных парковок – фискальная, то есть собрать деньги с автовладельцев», – продолжает Вишневский.
В цифры, доказывающие рост трафика, скоростного режима и снижения аварийности, Вишневский не верит. С его слов, трафик растет там, где он в общем-то не нужен: на тихих улочках. А на центральных улицах, где ходит общественный транспорт, ситуация остается напряженной.
«Я не вижу, что общественный транспорт ходит легче, даже в историческом центре Петербурга, где уже введены платные парковки. А то что творится на Васильевском острове? Платную парковку ввели в западной части острова, где никогда не было проблем с трафиком! Там общественный транспорт или не ходил вовсе, или ходил, но редко», – негодует Вишневский.
Ввод платных парковок на одних улицах и запрет на стоянку и остановку на других заставляет автомобилистов раскошеливаться и пополнять бюджет частных компаний, работающих в сфере организации платных парковочных мест, добавляет депутат. В городской бюджет тоже идут средства. За десять месяцев прошлого года автовладельцы пополнили казну Петербурга на 3,7 млрд рублей. Всего с момента основания зоны платных парковок в сентябре 2015-го до 1 ноября 2023 года город заработал на платных парковках 6,6 млрд. Но наибольший доход приносит почасовая оплата и взимание штрафов за неоплаченную стоянку. Последние взимают частные компании. А доля платежей за парковочное разрешение для жителей парковочной зоны – менее 5%. В 2023 году Комтранс заявлял о плане в 2,5 млрд руб. За 2024 год по плану бюджет автовладельцы пополнят на 2,9 млрд. А еще 1,5 млрд дадут штрафы, которые с них соберут за нарушение правил парковки.
«Обратите внимание, автовладельцы уже по умолчанию оплатили платную парковку. Во-первых, они сделали это, оплачивая транспортный налог, а во-вторых – оплачивая акциз на бензин. Получается, автовладельцы уже оплатили платную парковку. Дважды заплатили. И теперь хотят, чтобы заплатили еще третий раз», – резюмирует Вишневский.
В пользу региональных бюджетов направляются как доходы от транспортного налога, так и до 75% сборов от взимания акцизов на моторное топливо, подчеркивает депутат. Впрочем, его пополняют и средства, собранные на организации платных парковок.