Цены на стройматериалы выросли на 20%, по данным Росстата, такого роста удалось достичь в I полугодии 2021 года. Только железорудный концентрат и лом черных металлов подорожали вдвое за первые 3 месяца этого года. Между тем цены на металл растут с 2020-го. По данным Минстроя, номенклатура в ушедшем году подорожала на 80%, однако эти данные не подтверждает межотраслевая ассоциация СРО в области строительства и проектирования «Синергия», здесь зафиксировали 150%-ный скачок цен на алюминий, сталь, чугун.
«О проблеме взрывного роста стоимости изделий из металла рынок сигнализировал давно и даже был готов к незначительному подорожанию. Но 50%-ное подорожание арматуры стало, конечно, сюрпризом», – признается РЖД-Партнеру заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург» Александр Свинолобов.
Между тем Артем Орешко, директор по строительству ГК «Ленстройтрест», заявляет, что цены на большинство позиций строительных материалов уже достигли исторического максимума. Но они все равно упорно ползут вверх. По его данным, тонна меди в I квартале 2021 года стоила около $9 тыс.., год назад ее стоимость была на уровне $4,5 тыс. Причем наиболее резкий скачок цен в категории медьсодержащих изделий: кабельная продукция за год подорожала на 24%, медные трубы прибавили в цене 21%.
Рост цен на металл и медь увеличивает затраты на второй этап модернизации Восточного полигона, к сметной стоимости в 720 млрд руб. рост цен на стройматериалы добавляет еще 40 млрд руб., рассказывает генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй» Артем Евланов.
«Стоимость модернизации железнодорожных магистралей, которая уже не единожды корректировалась, может снова возрасти из-за увеличения цен на основные материалы для расширения пропускной способности БАМа и Транссиба. Кроме того, возросла стоимость монтажно-строительных работ – до 76 млрд руб. на 2021 год. Основной причиной такого роста стал дефицит кадров, готовых работать в суровых климатических условиях», – говорит он.
Кадровый голод
«Сейчас продолжаются работы по строительству второго пути БАМа в Приамурье, которые были начаты в апреле 2021 года на подъездном пути к Эльгинскому месторождению коксующегося угля. Общая длина участка – 339 км, но процесс идет медленно в связи с болотистой местностью. До конца 2024 года на восточном участке магистрали планируют ввести в работу 9 разъездов, 9 двухпутных вставок и второй главный путь, что с учетом контроля реализации проекта президентом будет выполнено в указанные сроки», – объясняет А. Евланов.
Однако стройке мешает не столько болотистая местность, сколько кадровый голод. О нем компания говорила еще в начале 2021 года. Тогда заявляли, что он вызван повышением стоимости труда. Пандемия и борьба с распространением новой коронавирусной инфекции лишила РЖД дешевой рабочей силы – порядка 4 тыс. мигрантов из Казахстана, Узбекистана, Армении, Китая, работавших по договорам в подрядных организациях, уехали и не вернулись назад. В связи с пандемией и закрытием границ в настоящее время сохраняется актуальность вопроса привлечения специалистов на объекты строительства, рассказали РЖД-Партнеру в Минстрое.
«Минстрой России постоянно проводит сбор и анализ обращений регионов и строительных организаций по вопросам ввоза дополнительной рабочей силы. В апреле была упрощена процедура ввоза иностранных специалистов на территорию РФ – компании могут приглашать специалистов из-за рубежа. Создана межведомственная рабочая группа по вопросам применения алгоритма и въезда в РФ иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности», – комментирует ситуацию на железной дороге пресс-служба ведомства.
ОАО «РЖД» уже уведомило ведомство о потребностях по численности рабочих от подрядных организаций. Однако в компании отмечают, что рабочих, а также стройматериалы не всегда могут вовремя доставить на объект: автодороги строились в эпоху БАМа, они ни у кого на балансе не числятся, дороги в не очень хорошем состоянии.
Сегодня РЖД разместили вакансии на сайте монополии, а также в соцсетях, привлекают к работе студенческие отряды, задействуют в работе труд заключенных и военных. Неделю назад, 12 августа, глава Минобороны Сергей Шойгу заложил символический камень и дал символический старт реконструкции восточной ветки БАМа. И как сказал глава военного ведомства, строить железную дорогу, судя по всему, желающих немного.
Рост товарооборота ведет к росту спроса на Транссиб и БАМ
«Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали являются основными железнодорожными артериями, связывающими Европу и Азию, а модернизация железных дорог повысит потенциал России в качестве поставщика, а также транзитного перевозчика между КНР и странами ЕС», – продолжает А. Евланов.
Товарооборот России и Китая в первой половине текущего года увеличился в годовом исчислении на 28,2%, до $63 млрд. Такие данные накануне опубликовало главное таможенное управление КНР. Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме заявил, что Россия и Китай уже к 2024 году выйдут на товарооборот на уровне $200 млрд.
«Активная эксплуатация БАМа и Транссиба станет стимулом экономического развития Дальнего Востока, привлечет в регион инвестиции, позволит решить социальные проблемы – обеспечение населения электроэнергией и рабочими местами. В связи с экономической важностью региона президент РФ лично контролирует процесс его развития», – говорит генеральный директор ООО «ИНТЭК-Строй».