Чуть менее 2,3 тыс. аварий произошло в России с участием такси в 2022 году, рост составил 8,5%, статистику приводит Олег Кошенко, старший инспектор по особым поручениям четвертого отдела Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В ДТП погибло 78 человек, ранения получили более 2,5 тыс. человек. Таксисты нарушают правила дорожного движения: не соблюдают дистанцию, нарушают скоростной режим, нарушений правил дорожного перехода.
Водители легковых такси могут быть и гражданами других государств. Но, в отличие от распространенного мнения, они – не главные виновники аварий на дорогах. С участием водителей-иностранцев в 2022 году зарегистрировано 963 ДТП, это 28% всех ДТП с участием такси. Главные нарушители – таксисты без лицензии, говорит Олег Кошенко.
«Анализируя показатели аварийности необходимо сделать вывод: тяжесть последствий ДТП у такси, имеющих соответствующие разрешения в два раза ниже, чем у такси без такого разрешения. И водители без такого разрешения в два раза чаще становятся виновниками ДТП», — говорит Олег Кошенко.
Более 9 тыс. таксистов не имеют соответствующего разрешения, добавляет он. Еще более 200 водителей используют водительское удостоверение, выданное другим государством. Сотрудник госавтоинспекции перечисляет итоги рейдов, которые состоялись в апреле. В сентябре, после начала действия новых правил, таких проверок будет больше. А значит нарушений станет меньше, продолжает госавтоинспектор.
«Конечно, надо смотреть, что даст реформа. Пока не понятно как федеральный закон будет работать. Пока не понятно как будет регулировать работу такси закон», — резюмирует он.
Таксисты уходят в тень
Последние несколько лет статистика от ГИБДД показывает, число ДТП с участием такси растет. Этот рост связан не с тем, что таксисты нарушают закон, а с тем, что бизнес выводят из тени, говорит Андрей Белов, представитель Общественного Совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
«Уговариваем людей открыть ИП, или стать самозанятыми», — говорит он.
В настоящий момент в Ленобласти выдано порядка 1,3 тыс. разрешений на работу такси. .
«Мы прогнозируем, после первого сентября произойдет отток легальных такси. Люди будут сдавать разрешения и уходить в тени, в серую бизнес», — заявляет Андрей Белов.
Анатолий Кузнецов, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада заявил, каждый второй таксист не имеет полиса ОСАГО. Однако у Андрея Белова другая информация, по его данным более 70% таксистов в Ленобласти не страхуют свою автогражданскую ответственность. Они используют или обычный полис ОСАГО, или вообще не приобретают полис. Причина – обычный полис ОСАГО оценивают в 6 тыс. рублей, полис ОСАГО для такси реализуют за 60-80 тыс. Для водителей из Ленобласти это – неподъемная цифра. Но закон о такси – закон очень важен, мы его ждали, настаивает Андрей Белов.
«Но то что появилось, нас не радует. Да, он направлен на безопасность пассажиров, на упорядоченность реестра водителей и перевозчиков, автомобилей. Но нет главного. Но никто не подумал о самих таксомоторных компаниях. Подумали обо всех, но не о самих таксистов, о тех, кто ежедневно выходит на линию и перевозит пассажиров», — заявляет он.