«Мы должны открыть небо для беспилотников с точки зрения изменения регуляторной законодательной базы, а также создать технические средства контроля и управления движением беспилотников», – передает пресс-служба слова первого зампреда правительства Андрея Белоусова.
Правительство также намерено обеспечить мерами поддержки отечественных производителей как самих беспилотников, так и производителей комплектующих для них, заявлено и о создании мер поддержки для рынка в целом. Для этого Минпромторг и Минэкономразвития заявили о совместной работе в развитии экспериментальных правовых режимов. Сегодня беспилотную авиацию уже активно тестируют в сложных климатических зонах России для доставки грузов и почтовых отправлений в Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также Томской области. Минэкономразвития получило заявку от Башкортостана по установлению ЭПР по аэродоставке грузов, проведении аэрофотосъемок, а также выполнению дронами авиахимических работ для борьбы с вредителями в сельском хозяйстве. Подключиться к эксперименту намерен и Петербург: разработчик дронов запросил две зоны в северной и юго-восточной частях города. Общая площадь полетной зоны – более 200 тыс. кв. м.
«Пока речь идет о создании безопасной среды как для полетов, так для выполнения миссии доставки. По результатам первых этапов уже будет определен детальный перечень требований к участникам в части доставки. Рынок, бесспорно, заинтересован. Он ждет новых технологий, удешевления и ускорения рутинных функций», – рассказал РЖД-Партнеру Никита Данилов генеральный директор FlyDrone.
Оперативно запускать экспериментальный правовой режим по использованию беспилотных авиационных систем возможно, заявляет пресс-служба Минэкономразвития. «Увеличивается количество направлений, по которым может устанавливаться специальное регулирование, в том числе для проектов, использующих решения на базе искусственного интеллекта и больших данных», – передает пресс-служба ведомства слова заместителя министра экономического развития Максима Колесникова.
Разбор полетов
Беспилотники возможно использовать не только для грузоперевозок. В Петербурге их пока будут применять для мониторинга транспортной, жилой и промышленной инфраструктуры, в России их намерены использовать также для сельскохозяйственных работ, а также при тушении природных и техногенных пожаров. На Севморпути дроны запустят для контроля экологической и погодной обстановки.
В мае 2021 года компания «Аэромакс» объявила о выходе сразу двух новых моделей гражданских беспилотных судов: аппарата вертолетного типа SH-750, способного поднять в воздух до 300 кг, и судна SH-3000 с рекордной полезной нагрузкой до 1 т. В феврале 2022 года анонсировали беспилотник самолетного типа, способный развивать скорость до 195 км/ч и перевозить грузы на расстояние 600 км. Среди особенностей квадрокоптера – шасси, за счет которого он взлетает и садится на короткие плохо подготовленные площадки. К тому же конструкция беспилотника позволяет заменять крыло, двигатель и шасси в случае аварии. В Минпромторге заявляют о создании отдельного структурного блока, специализирующегося на задачах поддержки отрасли.
«Первая большая задача – разработки серийного производства отечественных беспилотных систем и комплектующих. Здесь будем задействовать два наших базовых инструмента поддержки. Во-первых, Фонд развития промышленности, который уже работает с первыми заявками. Во-вторых, запустим программу грантовой поддержки разработки комплектующих через Агентство технологического развития», – говорит первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.
Минэнерго, Минстрой и Минсельхоз также включились в работу, ведомства заявляют о стимулировании спроса в курируемых отраслях экономики. Сообщается о переходе всего пилотного на беспилотное. Поддерживать закупки будут АО «Государственная транспортная лизинговая компания», АНО «Платформа «Национальная технологическая инициатива», ВЭБ.РФ.