Грузовой терминал в аэропорту Шереметьево «Шереметьево-Карго» обратился к руководителю Министерства финансов РФ Антону Силуанову и ВрИО главы ФТС России Руслану Давыдову с просьбой внести ясность в правоприменение закона, регламентирующего порядок подачи отчетности владельцами складов временного хранения (СВХ) в таможенные органы.
В своем обращении оператор по наземному обслуживанию грузов сообщает о противоречиях правого регулирования, по причине которых таможенные органы, в частности, Шереметьевская таможня, регулярно возбуждают административные дела в отношении грузового терминала и других СВХ, работающих в аэропорту, и массово выписывает им протоколы.
Дело в том, что СВХ как участник цепочки транспортировки выполняет задачу доставки груза, следит за соблюдением условий хранения, ограничениями по штабелированию и прочими параметрами. Все эти данные содержатся в транспортных документах, и их достаточно для выполнения прямых обязанностей СВХ. Склад при этом не знает, что находится внутри привезенных коробок, кроме, например, пометки «электроника».
Задача таможенного органа – в обеспечении экономической безопасности, поэтому орган запрашивает у декларанта данные о содержимом груза и получает его подробное описание, например, «10 смартфонов марки N».
Закон нуждается в доработке
СВХ, выдав груз получателю, должен вновь подать в таможню отчет, но уже по форме ДО-2, в требованиях которой, в соответствии с приказом ФТС от 18.03.2019 г. № 444, должна быть полная информация о содержимом груза, которую у СВХ нет полномочий получать. Как следствие, таможня штрафует СВХ за непредоставление сведений.Еще необычнее ситуация обстоит в случаях, когда груз по одной накладной привозят несколькими рейсами. На каждую из партий надо подать отчет о принятии товаров на временное хранение (ДО-1), а после выдачи грузополучателю на каждую из партий подать ДО-2 с, как уже было сказано ранее, данными о всех находящихся в ней товарах.
Помимо правовой ловушки, связанной с отождествлением понятий «груз» и «товар», обходящейся СВХ в крупные суммы, неясен и смысл процедуры с точки зрения бюрократии – зачем запрашивать у СВХ информацию, уже имеющуюся на руках от декларанта.
«В таких областях, как таможенное право, очень часто происходят изменения в законодательстве, очень много норм работает в «пилотном режиме», поэтому зачастую и добросовестные участники данных правоотношений могут быть привлечены к ответственности. Обжаловать решение очень сложно, нужно иметь в штате грамотных специалистов или брать их «на стороне», что также сильно увеличивает расходы, – говорит руководитель группы Юридическая помощь ОНЛАЙН Александр Бударагин. – Приказ имеет неточности и нуждается в доработке, в документ нужно вносить соответствующие изменения. Но сейчас близится конец отчетного периода, и вряд ли решение примут быстро. Однозначно сказать, что СВХ находятся в ущемленной позиции, нельзя – сложившаяся ситуация лишь действует на нервы количеством и систематическим получением штрафов, потому что при наличии документов любое превышение полномочий можно обжаловать в судебном порядке. Но практика еще не сформирована, поэтому тому, кто первым начнет данные процессы, будет сложно. Но и минимизировать штрафы на данный момент не получится – казна нуждается в поступлении денежных средств».
РЖД-Партнер направил запрос в Федеральную таможенную службу с уточнением, планируется ли вносить изменения в действующий закон для корректировки неясности правовых норм.