По мнению экспертов, эра, в которой самостоятельно передвигающиеся авто станут полноправными участниками дорожного движения наряду с другими транспортными средствами, уже не за горами. К 2025 году продажи беспилотников будут занимать до 40% от всего автомобильного рынка, уверяет руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.
Однако это прогнозы для мировой статистики, доля в которой России вряд ли будет высокой в ближайшее время. По данным аудиторской компании KPMG, в 2019 году РФ занимала одно из последних мест по готовности инфраструктуры к беспилотному транспорту. Для подобных автомобилей требуется серьезное техническое оснащение проезжей части: установка сложной системы камер, специальных сенсоров, навигационных датчиков и радаров. Кроме того, вся техника должна взаимодействовать сразу и с машиной, и с системой SLAM, то есть одновременно локализовать беспилотник и быть его глазами, простраивая для бортового компьютера карту местности и навигацию по маршруту, объясняет руководитель департамента развития новых направлений бизнеса ООО «Тошиба Рус» Владимир Максимов.
При этом оснащение каждых 100 км трассы таким набором техники обходится примерно в 1 млрд руб., с учетом протяженности российских дорог сумма получается более чем внушительная. Необходимо работать над снижением себестоимости, разрабатывая собственную аналогичную технику и софт.
«В контексте инфраструктурной готовности России к беспилотникам нельзя не упомянуть проблему с предоставлением радиочастотного ресурса для развертывания сетей 5G, на основе которых строится коммуникация беспилотного транспорта и умной дороги. Тут необходим диапазон 3,4–3,8 ГГц, который у нас занят среди прочего средствами связи спецназначения. Пока компромисс в этом вопросе не достигнут», – добавил специалист.
Еще одна сложность для развития рынка беспилотных автомобилей – отсутствие законодательной базы, которая регламентировала бы их участие в дорожном движении. В этой области в России на сегодняшний день существует только один нормативный акт – постановление правительства РФ № 1415 от 26 ноября 2018 г., убежден доктор технических наук, профессор МАДИ Михаил Якимов. По прогнозам экспертов, полноценное юридическое поле по данному вопросу сформируется не ранее чем через 2–3 года.
Впрочем, продолжать работу над внедрением беспилотников отсутствие правового поля не мешает. На данный момент тестирования в Москве и Татарстане завершены, на очереди ряд других регионов, в том числе Санкт-Петербург. В Северной столице этим занимается компания «Беспилотный автомобиль StarLine». Планировалось, что первые испытания на реальных городских дорогах их разработки начнутся уже в апреле, однако из-за эпидемиологической ситуации сроки пришлось скорректировать.
«Сертификацию мы прошли в конце мая и сейчас осталось сделать отметку в ПТС в ГАИ. Мы записаны к ним на 29 июня. После этого планируется тестирование», – сообщила представитель пресс-службы компании Татьяна Парван.
Изменения коснулись и предполагаемой зоны тестирования: если ранее StarLine намеревался выпустить беспилотник на Сампсониевский и Лесной проспекты, то теперь тестировать умный автомобиль будут поездками вокруг Марсова поля.