С 1 апреля Республика Кипр разрешила въезд российским туристам при наличии ПЦР-теста. С 10 мая от предоставления справки освобождаются путешественники, прошедшие вакцинацию. Моментально турагентства запестрили рекламой о продаже туров в страну солнца, при этом уклоняясь от вопроса: разрешено ли авиасообщение с Кипром? По состоянию на 15 мая 2021 года ни прямых, ни чартерных перелетов нет. Реализуются грузопассажирские рейсы, разрешение на которые выдает Росавиация. Напомним, что с 9 декабря 2020-го запрещено перевозить на борту таких рейсов организованные группы туристов.
При отсутствии официального авиасообщения между странами, открывая предложение, клиент видит конкретные даты вылета до Ларнаки. Схожая ситуация сложилась и с путевками в Тунис, Болгарию.
«Угроза жизни в той или иной стране признается в порядке ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» путем размещения соответствующего уведомления на сайте Ростуризма. Что касается Кипра, то в данной стране официально не признано наличие угрозы жизни российским гражданам. Соответствующее сообщение на сайте Ростуризма отсутствует. Вместе с тем ведомство подчеркивает, что авиасообщение с Кипром не восстановлено, это означает, что Россия не признает в настоящий момент отсутствие эпидемиологической угрозы в данной стране», – рассказывает юрист Александр Байбородин.
По его мнению, складывается странная ситуация. Официального признания угрозы жизни и здоровью нет, но и факта безопасности в данной стране также нет. Выходит, что реализация туров на Кипр в настоящее время формально не запрещена, но риски у турфирм присутствуют.
«В случае если турист откажется от поездки и потребует возврата 100% денежных средств, сославшись на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в стране, возрастает риск взыскания в пользу туриста всей суммы по договору вне зависимости от фактически понесенных расходов», – подчеркнул А. Байбородин.
При этом покупателя можно письменно уведомить об эпидемиологической обстановке в стране, что значительно уменьшит зону ответственности туроператора, хотя не исключит риски полностью.
Нервный отпуск, нервная работа
Не только туристы, но и турагенты находятся в затруднительном положении. В адрес Ростуризма поступают жалобы о том, что туроператоры предлагают путевки в страны, с которыми официального авиасообщения нет, а затем отменяют или переносят рейсы.
«Туроператор аннулирует Тунис с вылетом на 31 мая, и сам не скрывает, что полетная программа состоится. Заявка еще пандемийная, мы перенесли ее на 2021 год с такими же параметрами. Теперь туроператор ее просто аннулировал со словами, что это решение компании, ищите новый тур», – сообщает турагент Екатерина К.
Стоит отметить, что к ценам на отдых за рубежом сложно подступиться. Путевки на тот же Кипр доковидных времен обходились в 90 тыс. руб. Сегодня стоимость аналогичного турпродукта доходит до 150–180 тыс. руб., что не отменяет возможности невылета в страну. Конечно, сказалось не только отсутствие выбора, но и падение рубля. Тем не менее в Ростуризме и АТОР просят находить компромисс в решении вопросов с организацией поездок, так как туроператоры не могут вернуть средства всем и сразу или же моментально отправить людей на отдых.
Компромисс или риск?
Среди путешественников также появилась информация о предложении со стороны туроператоров о разделении пакета: в случае отмены или переноса рейса покупатель разбирается с авиакомпанией. С другой стороны, формально самостоятельный турист может воспользоваться грузопассажирским рейсом. Хитрый ход как дополнительная гарантия.
«Такие действия определенно повышают риски туристов. Ведь вести споры с авиакомпаниями будет куда сложнее, чем с операторами. Если перевозка и отель будут реализовываться по отдельным договорам, то туроператор может утверждать, что не формировал туристский продукт и потребителю придется доказывать притворный характер сделок и факт сокрытия формирования турпродукта, чтобы привлечь оператора к ответственности», – заключил А. Байбородин.