«Когда стремительно растет запрос на транспортные услуги, хорошо иметь запас пропускной способности. Но его нет. И не хотелось бы в сезон высокого спроса отказывать клиенту» – так начал выступление на первом заседании Алексей Гром, генеральный директор – председатель правления АО «ОТЛК ЕРА». Если грузовладелец получил отказ от перевозчика, то он почти никогда не возвращается на инфраструктуру, добавляет он. Участники рынка в сложных условиях работают последние два года, с 2020-го. Но несмотря на сложности объем транзитных перевозок увеличились на 100%.
«Да, мы по этому показателю сравниваем с достаточно неплохим 2019 годом», – добавляет он.
Китайские коллеги в 2015-м использовали для перевозки грузов железнодорожные составы, в которые размещали 41 сорокафутовый контейнер, в 2022-м они увеличили поезд, и теперь в составе можно одновременно перевозить до 55 контейнеров. Российские же грузоперевозчики используют железнодорожные составы в 71 условный вагон, способные перевозить до 71 сорокафутового контейнера.
«Наверное, не надо объяснять, что такой способ позволяет использовать при той же инфраструктуре существенно больше поездов», – говорит он.
Герман Маслов, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону транспортной группы FESCO, согласен, что 2022-й был непростым, но рынок смог переориентироваться и опасения не оправдались, а в будущем году торговые связи как внутри БРИКС, так и внутри стран СНГ будут только нарастать.
«Ожидаем возникновения новых маршрутов, и они не всегда будут контейнерными. Часть новых грузопотоков заместят имеющиеся грузопотоки из Азии», – говорит он.
Компания не отказалась от железнодорожных грузоперевозок в Европу, добавляет Г. Маслов.
«Опасения не сбылись. У клиентов сохранился интерес к перевозкам. Ограничивает инфраструктура, но и здесь есть решения. Нерешаемых проблем нет», – заключает он.
Баланса нет
13 млн т груза перевезено за 11 месяцев 2022 года по транспортному коридору Север – Юг в экспортном направлении, однако в импортном грузопоток составил всего 4 млн т груза. в Азово-Черноморский бассейн в экспортном направлении перевезено 185 млн т, а в импортном – всего 11, по коридору Восток – Запад – 220 млн т экспортных грузов и 43 млн т импортных.
«О чем говорят эти цифры? О том, что баланса между экспортом и импортными потоками нет», – рассуждает Вадим Ганин, генеральный директор ассоциации «Деловой центр экономического развития СНГ».
Причем если экспортные потоки всех коридоров разрозненны, то в импортном направлении по всем транспортным коридорам идут или продовольствие, или промышленные продукты, добавляет он. Единого решения по организации потоков и по сбалансированию экспорта и импорта нет. Бизнес просит как создания новых проектов, так и развития существующих. Есть запрос по созданию в Азербайджане единого таможенного пункта, чтобы переход был быстрее, добавляет В. Ганин.
«И такой пункт необходим не только в Азербайджане, но и в Республике Узбекистан. Там его необходимо реализовывать, на мой взгляд, совместно с центром фитосанитарного контроля. Потому что там возможен поток больших объемов фруктов и овощей. Продукты пойдет из Индии, из Ирана, а это значит, что такие пункты пропуска необходимы и сейчас, и востребованность их возрастет в перспективе», – говорит он.
Участники первого заседания транспортного бизнес-диалога Содружества Независимых Государств заявляют, что необходимо тесное взаимодействие стран, в том числе и по организации транспортных коридоров. На пространстве СНГ не хватает крупных межнациональных, транснациональных проектов, говорит Анатолий Казаков, советник председателя Исполкома – исполнительного секретаря СНГ. Причем чтобы проекты реализовались, необходимо тут же замыкать круг и финансирования, и реализации проекта.
«У нас множество программ, концепций, постановлений и документов, но мало самих проектов. И огромный острейший недостаток финансирования для реализации этих проектов», – резюмирует он.