На 11–23% в зависимости от региона выросла стоимость доставки цемента железнодорожным транспортом за последний год, об этом сообщает консалтинговое агентство СМПРО. Аналитики учитывают не только тариф АО «РЖД», но и стоимость аренды вагонов, затраты на перевалку в автомобильный транспорт, автодоставку.
«Соответственно, чем дальше находится потребитель от поставщика (для мультимодальных перевозок, для регионов со сложной логистикой, как, например, Калининградская область), тем больше рост стоимости доставки – на 20% и более», – передает пресс-служба СМПРО.
Рост затрат на логистику эксперты связывают и со снижением оборачиваемости вагонов: один вагон в период времени перевозит меньше цемента, а это значит, что грузовладельцу требуется больше подвижного состава. В 2024 году эти факторы сохранятся. Рост транспортных расходов может дать рост стоимости цемента до 15%. Причем аналитики СМПРО этот взгляд на ситуацию оценивают как оптимистичный.
«Очевидно, что могут быть сложности по понятным причинам с поставками в Калининградскую область. Остальное непредсказуемо, как непредсказуема и пропускная способность железных дорог в строительный сезон в отдельных регионах. Все будет также зависеть от сезонности спроса. Если пик потребления цемента опять придется на пик пассажирских перевозок отпускников, то есть на июль – август, то все проблемы прошедшего года повторятся и в будущем», – заключают в СМПРО.
Остановить побег
Доля железнодорожных перевозок цемента за десять лет сократилась с 59 до 41%, об этом сообщает пресс-служба НО «СОЮЗЦЕМЕНТ». Итого теперь автотранспорт перевозит более 15 млн тонн в год цементной продукции. Ранее этот объем перевозили железной дорогой, подчеркивают в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».
«Доля автодоставки неуклонно растет из-за проблем в работе железных дорог, а также явных преимуществ автотранспорта: возможности получать груз непосредственно от цемзавода (что важно в том числе с точки зрения обеспечения качества продукции, цементовозы пломбируются) и точно в срок», – сообщают здесь.
Более того, в Объединении называют автомобильный транспорт основным средством доставки цемента до потребителей. Подсчитано, доля цемента, доставляемого автомобильным транспортом, в 2022 году выросла до 59% и составила 36,4 млн тонн. Аналогичная тенденция сохранялась и в 2023 году.
Однако все не так однозначно. Весной региональные власти вводят сезонные ограничения движения по автомобильным дорогам. Производители цемента видят в этих ограничениях существенные риски в обеспечении выполнения обязательств по доставке продукции клиентам. Здесь подчеркивают, что в 2018 году Минтранс полностью отменил данные ограничения для дорог федерального значения. Однако регионы сохранили право ограничивать движение. Они самостоятельно формируют графики и параметры ограничений и опубликовывают в официальных источниках региона за несколько недель (или даже дней) до введения ограничений.
«Во всех регионах сроки ограничений, а также их параметры (допустимая масса, осевые нагрузки, номенклатура не попадающих под ограничения грузов) различаются. При этом решения о введении ограничений, по мнению Минтранса России, должны приниматься по каждой автомобильной дороге на основании измерений фактической температуры, глубины промерзания грунта, величин прогибов дорожного полотна. На практике рядом субъектов решения принимаются не индивидуально по каждому дорожному объекту, а списком и без учета рекомендаций Минтранса России», – продолжают в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».
Объединение уже направило письмо в Минпромторг с просьбой обратиться в Минтранс, органы власти субъектов Российской Федерации с напоминанием о необходимости принятия ими обоснованных решений о введении сезонных ограничений движения по автомобильным дорогам в весенний период.
Вопросы, связанные с актуальными проблемами на железнодорожной сети, производством и ремонтом подвижного состава, будут рассматриваться на Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», который состоится 22 февраля 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5).
Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.
В его рамках, помимо дискуссии, посвященной работе парка подвижного состава на сети РЖД (основным показателям работы вагонов, оценке лишнего парка и др.), пройдет сессия, посвященная анализу и оценке производства грузовых вагонов, а также сессия о ремонте подвижного состава (развитие ВРП, качество ремонта, вопросы цифровизации и др.).
Регистрация участников по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.