Информацию о готовящемся ограничении сначала публиковал ряд СМИ (в том числе РБК и «КоммерсантЪ» со ссылками на свои источники). 27 февраля это нашло подтверждение в словах представителя вице-премьера РФ Александра Новака и пресс-службы кабинета министров для ТАСС. Уточняется, что ограничение вводится заранее, оно необходимо, чтобы компенсировать рост спроса в период летних отпусков, полевых работ, а также плановых ремонтов НПЗ.
Как сообщил ТАСС, ограничение не будет распространено на страны ЕАЭС, а также Южную Осетию, Абхазию, Монголию и Узбекистан. Еще одной мерой может стать увеличение норматива продаж дизеля на бирже до 16%.
В своих соцсетях решение также прокомментировал зампред комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов. Он отметил, что Госдума держит ситуацию на контроле, чтобы «цены на топливо не привели к резкому повышению стоимости продуктов в магазинах».
Опыт прошлого. Помогло?
Как мы помним, запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из России уже вводился с 21 сентября 2023 года. Тогда его ввели, чтобы стабилизировать цены на топливо внутри страны. Принятую меру аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман тогда оценил скорее положительно. «Россия производит значительно больше дизеля и немного больше бензина, чем потребляет, в связи с чем ограничение на экспорт смогло быстро создать масштабный профицит на внутреннем рынке и снизить оптовые цены». Запрет был снят 17 ноября.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин в комментарии РЖД-Партнеру отметил, что они проанализировали то, как запрет экспорта повлиял на цены за топливо. Обычный потребитель изменения на себе не прочувствовал:
«Мы увидели существенное снижение цен на бирже, но при этом удорожание топлива на заправке. Все это привело только к резкому, быстром росту доходности автозаправочных компаний».
Что стоило бы сделать? Мнение НАС
В то, что ограничение сработает в этот раз как-то иначе, в НАС не верят. А. Шапарин отмечает, что идти стоит по пути снижения налогообложения топлива. В соцсетях союза заявлено, что они будут «просить правительство изменить налогообложение топлива так, чтобы не пострадали региональные дорожные фонды». В какой форме будет сделано обращение, остается неясным.
«В цене литра доля собственно нефти, переработки, доставки, прибыли заправки гораздо ниже, чем налогов (пошлин, акцизов, сборов) в пользу государства, соотношение – примерно 30% к 70%. Если бы правительство захотело реально снижать цены на бензин, оно бы отменяло или снижало, к примеру, акциз, снижало НДС на топливо. Но этого не происходит по понятным причинам, бюджеты всех уровней сводятся с дефицитом. Впрочем, это не наше ноу-хау, в большинстве стран мира топливо облагается большими налогами. Но не везде, конечно», – комментируют в НАС итоги осенних ограничений.
Снизить часть дохода, которая отправляется в федеральный бюджет, считает А. Шапарин, – это единственный метод, как государство сможет снизить цены для водителей. Делать это нужно, уточняет эксперт, так как снижение приведет к существенному ускорению экономики, улучшению ситуации с мобильностью, с внутренним туризмом, с ростом расходов на обслуживание автомобилей, что тоже стимулирует экономику и т. д.
На первых порах после закрытия экспорта, прогнозируют в НАС, произойдет незначительное снижение цен на топливо, но обычные автомобилисты его, скорее всего, не заметят, а дальше ряд НПЗ уйдут в сезон ремонтов, не исключены аварии и техногенные катастрофы на НПЗ – все это вновь будет влиять на цены.