РЖД-Партнер приглашает наших читателей прогуляться по парку новых платформ, локомотивов, вагонов и технологий, а также попытаться ответить, удалось ли производителям доказать на практике декларируемое стремление к устойчивому развитию и зеленым инновациям.
Любопытным пассажирам
Насколько бы ни различалась профессиональная специализация посетителей выставки, есть деталь, которая объединяет если не всех, то многих: мы так или иначе являемся пассажирами рельсового транспорта. Поэтому неудивительно, что большую часть внимания оттянули на себя экспонаты пассажирского сектора. Мы выделили две «новинки», с которыми можно было познакомиться в рамках салона: электропоезд ЭГ2Тв 2 («Иволга» поколения 3.0) и капсульный купейный вагон.
Премьера новой «Иволги» состоялась в ходе международного конгресса Moscow Urban Forum 2021 в июле. В числе ее преимуществ – ускорение до 1,0 м/с², что на 10% выше максимального ускорения «Иволги» предыдущей модификации и на 30% выше, чем у аналогов. Поезд может включать от 4 до 12 вагонов, работать по системе многих единиц (два поезда в сцепе, управляемые из одной кабины).
Концепт интерьера капсульного вагона уже демонстрировался москвичам, но все еще вызывает интерес публики. Капсулы отгораживаются индивидуальными шторами, каждая из них представляет собой увеличенное на 15 см в длину спальное место по сравнению с привычными размерами полок в серийных вагонах.
Также привлекло внимание пассажиров главное шоу динамического показа салона – поездки на беспилотной «Ласточке». По словам представителей АО «НИИАС», принимающего непосредственное участие в разработке основных компонентов комплекса, технологические решения, примененные при создании системы автоматического движения, не имеют аналогов в мире и опережают аналогичные разработки зарубежных компаний на несколько лет.
Деятельным грузоперевозчикам
Участникам железнодорожного рынка, занятым в перевозках грузов, пришлось побегать – большая часть экспонатов, размещенных в разных концах площадки, была интересна именно им.
В частности, живой отклик вызвала демонстрация скоростной фитинговой платформы для перевозки контейнеров с эксплуатационной скоростью 140 км/ч. В ее конструкции используется инновационная трехосная тележка. Это и еще ряд уникальных конструкционных преимуществ позволяют ей быть более грузоподъемной при меньшей нагрузке на инфраструктуру – 20 т на ось, таким образом, на ней возможно будет перевозить два 40-футовых контейнера. Производители ожидают, что ее внедрение на сети РЖД позволит обеспечить транзит контейнеров между Китаем и Европой за 7 суток.
Также привлек внимание посетителей автономный рефрижераторный вагон (модели 16-5213). Его отличительная особенность – автономность работы до 30 суток, которая обеспечивается холодильно-отопительной установкой с дизель-генератором.
Еще одна интересная разработка – вагон-цистерна модели 15-1286-01 для перевозки химических грузов. Он оборудован паровой рубашкой: она обеспечивает подогрев продуктов, застывающих при низких температурах.
Один из зеленых проектов, представленных в рамках салона, – водородный вариант электропоезда нового поколения для электрифицированных железнодорожных участков. Как отмечает представитель компании-производителя, его создание – важный шаг к развитию зеленой мобильности, который позволит сократить углеродный след железнодорожных перевозок.
Суровым техникам
Нельзя обойти стороной и представленные в рамках салона наработки по обслуживанию локомотивов и вагонов, а также новые технологии управления движением. В частности, интерес вызвала демонстрация работы электровозов в виртуальной сцепке – один управляется по радиоканалу из кабины другого с помощью системы автоведения поезда. Эта технология предполагает синхронное движение двух составов на безопасном расстоянии до 2 км (обычно поезда идут на расстоянии 4–5 км друг от друга). Подобную демонстрацию дополнили прогнозы, озвученные в рамках деловой программы салона, заместителем генерального директора – начальником Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Олегом Валинским. «Сейчас мы работаем в режиме «точка-точка», когда ведущий локомотив управляет только ведомым локомотивом и по системе виртуальной сцепки идет только 2 поезда. Мы работаем над тем, чтобы в 2022 году в таком режиме могло идти до 5 поездов», – заявил он. Технология позволяет от интервала 10–12 минут при обычных устройствах автоблокировки выходить на интервал до 6 минут между поездами.
Представителей рынка вагоноремонта привлекла демонстрация работы мобильного колесотокарного станка. Участники, наблюдавшие за демонстрационной обточкой, высоко оценили скорость работы оборудования (на обточку одной колесной пары уходит около 2 ч, причем сам процесс обточки занимает лишь час, оставшееся время уходит на подготовку вагона) и автономность станка. За счет его мобильности обработку колесных пар можно проводить без выкатки в местах удаления от стационарных станков. Также технология позволяет решить проблему дефицита колесотокарных мощностей там, где депо не справляются с потоком колесных пар под обточку.
Итак, устойчивое развитие, когда мировые экономики стремительно переходят на зеленые технологии и продолжается декарбонизация, – уже не просто мода, а одно из базовых требований к компаниям, работающим в логистике. Однако салон «PRO//Движение.Экспо» оставил ощущение, что Россия пока делает только первые шаги в этом поле и вакуум практических идей заполняется лозунгами и благими пожеланиями.