Помощь в устранении последствий ЧП уже предложила американская сторона. Однако МЧС России пока не спешит принимать предложение США – по версии ведомства, на данном этапе только предстоит выяснить, справится ли РФ с ситуацией самостоятельно.
Прохудившийся резервуар уже было решено демонтировать, но вопросы к его состоянию, а главное, к условиям эксплуатации и уходу за ним, остаются. Так, общаясь с ТАСС, директор заполярного филиала компании Николай Уткин сообщил, что строение ремонтировалось в 2018 году. Вот только Александр Филатов, начальник управления горнадзора федеральной службы по экологическому, техногенному и атомному надзору, в беседе с Пятым каналом показал документы, согласно которым резервуар выведен из эксплуатации для проведения ремонта еще в 2016 году, а последняя экспертиза состояния и вовсе проводилась в 2014-м – и уже тогда специалистам было ясно, что основание хранилища, которое якобы неожиданно дало усадку 6 лет спустя, требует капитального ремонта.
Впрочем, и причины произошедшего вызывают сомнения: то сообщается, что всему виной глобальное потепление, из-за которого пострадало основание резервуара, то вдруг оказывается, что дело в некоем легковом автомобиле, который врезался в стену строения.
Экоактивисты и пользователи соцсетей бьют тревогу – в силу того, что о происшествии руководство «Норникеля» сообщило не сразу и 2 суток пыталось решить проблему без огласки, пострадали несколько водоемов. Под удар попали реки Амбарная и Далдыкан. Экологический коллапс угрожает и озеру Пясино: эксперты убеждены, что входящие в состав солярки нефтепродукты, которые хорошо растворяются в воде, повредят его экосистему. А часть вредных веществ уже успела смешаться с донным покрытием водоемов. По предварительным подсчетам, восстановление природы после розлива топлива займет около полувека.
Несмотря на всю сложность ситуации, речное сообщение с Норильском пока не претерпело больших изменений. Как сообщили РЖД-Партнеру в компании «Грузовой экспресс», выполняющей грузоперевозки по рекам Красноярского края, на данный момент их логистика остается прежней.
«Пока не знаем. Баржи туда уходят», – отметили в организации.
Схожим образом прокомментировали происходящее и в Енисейском речном пароходстве – главной организации региона в сфере речного транспорта.
В транспортной компании «Енисей-норд» также отметили, что чрезвычайное происшествие не добавило сложностей с речными грузоперевозками. Организация, как и многие в этой отрасли, доставляет грузы в Дудинку – город находится примерно в 80–90 км от Норильска в зависимости от маршрута поездки, – поэтому загрязнение рек в районе ЧП не затрагивает привычные перевозочные маршруты.
Пока же в регионе продолжаются работы по ликвидации розлива и его последствий. Все расходы, связанные с этим процессом, взял на себя «Норникель». В настоящее время возбуждено четыре уголовных дела, единственным фигурантом которых на данный момент остается начальник цеха ТЭЦ-3 НТЭК Вячеслав Старостин.