«По многим старым вагонам не проводится последний деповской или любой другой плановый ремонт из-за его дороговизны. Получается, вагоны фактически существуют, но в перевозках этот подвижной состав не участвует», – заявляет Сергей Горский, член совета директоров ГК Tехol.
Собственники подвижного состава лишились более 2 тыс/ газовых цистерн, они остались или на территории Украины, или в сопредельных европейских государствах. Вернуть свой подвижной состав они не могут, так как он или уничтожен, или используется новыми собственниками. Однако пока он числится за старыми собственниками, добавляет член совета директоров ГК Tехol и признается, что компания лишилась около 400 ед. «Некоторое количество подвижного состава невозможно учесть в статистике списания», – говорит С. Горский.
Под списание ежегодно будут отдавать порядка 4–5 тыс. ед. Фактическое органическое списание цистерн уже сейчас превышает прогнозное на 1,4%, и в будущем, вероятно, эта разница будет только нарастать.
Производство, которое уже не стоит
Производство цистерн за последние 8 лет сократилось в 10 раз, в 2021 году произвели 212 цистерн, а в 2014-м, для сравнения, чуть больше 2 тыс. ед. Годом ранее, в 2013-м, с заводов отправили собственникам 7,4 тыс. ед. В 2022 году ситуацию обострил уход с рынка ряда производителей цистерн и остановка производства оставшихся. ОВК заказы принимает, но «без выхода на сеть до конца 2022 года». Более того, по словам эксперта, ОВК и «РМ Рейл» уже законтрактованы на будущий год и даже частично на 2024-й. «Это значит, нарастающие потребности грузовладельцев не будут удовлетворены», – заявляет С. Горский.
За 8 месяцев, с февраля по сентябрь этого года, рынок перевозок СУГ оживился: производители наращивают объем выработки и отгрузки, добавляет эксперт. В этот период объем погрузки в тоннах увеличился на 3%, а число вагоноотправок выросло на 6%. Объемы выгрузки увеличились на 181 станции, как на внутренних направлениях, так и на экспорт, вдвое выросла внутренняя перевозка углеводородных газов, а перевозка фракций легких углеводородов увеличилась на 25%. И далее будет только нарастать, считает эксперт.
Железная дорога не пускает в Европу
Железнодорожная сеть все активнее удерживает цистерны, эксперты заявляют о глобальном падении оборачиваемости этого подвижного состава. «Даже в местах зарождения грузопотока вагоны подолгу стоят в груженом состоянии и не отправляются из-за ожидания адресов для отгрузки», – продолжает С. Горский.
Их бросают в груженом состоянии, потому что сеть дорог ввиду различных факторов перегружена, добавляет он. Этим летом около 15% рабочего парка отставлено от рейсов, затем эта доля приблизилась к 25%. «Сейчас мы пришли к ужасающей ситуации: на текущий момент свыше 50% парка, используемого нами для перевозок из России в Европу, отставлено от операций. В следующем месяце не во что будет отгружать груз», – объясняет С. Горский.
Такую динамику эксперт объясняет возросшим спросом на уголь в Европе. И разницей колеи. «Нет подхода цистерн узкой колеи, поэтому цистерны широкой колеи не принимаются», – резюмирует эксперт.