Сегодня пассажиры такси защищены только законом об ОСАГО. Согласно ему максимальная компенсация за гибель человека составляет 500 тыс. руб. Страховые выплаты увеличат в четыре раза с 1 сентября 2024 года, до двух млн руб. Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) приняла Госдума, а президент России – подписал.
Ранее ответственность перевозчиков за жизнь, здоровье и имущество пассажиров страховали лишь операторы автобусных, троллейбусных, трамвайных, а также авиа- и железнодорожных перевозок. Теперь страховать будут и такси, причем они должны страховать каждое транспортное средство. Страховщики рассказали РЖД-Партнеру, что в настоящее время стоимость ОСОР только рассчитывают, но на каждый автомобиль отдельно.
«Страховая сумма за гибель каждого пассажира составит минимум 2,025 млн рублей, за травмы – 2 млн руб., за повреждение имущества – 23 тыс. руб.», – рассказывают РЖД-Партнеру в страховой компании.
Тариф на покупку ОСГОП учитывает как вид транспортного средства, так и техническое состояние автомобиля и обеспечиваемый перевозчиком уровень безопасности.
ОСГОП это не ОСАГО
Общественный Совет по развитию такси еще в мае направил обращение на имя президента России Владимира Путина с просьбой отложить принятие закона о страховании ОСГОП легковых такси, об этом РЖД-Партнеру рассказывает руководитель пресс-службы совета. Предлагалось обсудить вопрос с представителями отрасли, провести экономический анализ.
«В ответ мы получили информацию о том, что наше обращение переадресовано в Центробанк, как регулятора в вопросах страхования. Из Банка России мы получили информацию о поддержке законопроекта и о том, что регулятор соответствующих расчетов по ОСГОП еще не проводил», — говорит Екатерина Киселёва, руководитель пресс-службы Общественного Совета по развитию такси.
Поэтому мы считаем преждевременным говорить о любых цифрах по вопросу страхования ответственности перевозчиков легковым такси, добавляет она. Более того, Совет, чтобы остановить принятие закона, направил каждому депутату Госдумы письма с просьбой не поддерживать законопроект или хотя бы выдать экономическое обоснование закона.
«К сожалению, наши доводы услышаны не были. Закон принят», – говорит Екатерина Киселёва.
Более того, экономические расчеты, которые запрашивал Совет, никто так и не предоставил.
«Мы опасаемся, что нерешенные проблемы с ОСАГО перейдут и на полисы ОСГОП. По заявлениям страховщиков, такси является для них высокоубыточным сегментом: полисы ОСГОП могут быть дорогими, и страховые будут уклоняться от их продажи таксистам», – продолжает Екатерина Киселёва.
За минувший год страховые компании подняли цену на ОСАГО на 32%. Из открытых источников явствует: в первом квартале 2023 года продано чуть более 8,5 млн полисов ОСАГО, для сравнения, в аналогичный период прошлого года реализовано почти 8,6 млн полисов. Удивительно, полисов продали меньше, а премии собрано больше, в первом квартале 2023 года – 68,96 млрд руб., годом ранее – 52,4 млрд руб. Итого средняя цена полиса в первом квартале 2023 года составляет 8,1 тыс. рублей, а в первом квартале 2022-го – 6,1 тыс. руб. С 1 сентября 2024 года получить разрешение на автомобиль такси будет невозможно без полиса ОСГОП, продолжает Киселёва.
«Отказы страховщиков приведут к существенному росту нелегальных перевозок и, соответственно, к росту стоимости поездок», – резюмирует она.