Нефтепродукты, которые используют на внутреннем рынке, должны получить приоритет перед экспортным углем, в этом уверен Дмитрий Гусев. С его слов, угольщики сами должны уступить место на Восточном полигоне, так как «может сложиться уникальная ситуация, когда у тех же угольщиков не будет хватать нефтепродуктов, чтобы добывать уголь», – говорит Д. Гусев.
«Главный приоритет – это внутренний рынок, потребители России. Или им нужно подождать, пока угольщики завершат экспортные поставки? Это же нелогично. Не забывайте, что в восточном направлении осуществляется и северный завоз», – отмечает эксперт.
Ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов в конце прошлой недели обсуждали на заседании штаба, возглавляемого вице-премьером России Александром Новаком. Итог встречи – решение поручить нефтяникам и ОАО «РЖД» обеспечить бесперебойный вывоз нефтепродуктов. Однако пока участники рынка не готовы ответить однозначно, как введение приоритета для нефтепродуктов скажется на очередности отправок по Восточному полигону. В Минэнерго сообщают, что «не будут существенно увеличены поставки по лимитирующим направлениям – поставки будут осуществляться в рамках внутренних потребностей».
Нефть и нефтепродукты за место на лимитирующих направлениях, в частности, на Восточном полигоне, конкурируют с углем. Последний идет на экспорт. Бензин из-за эмбарго, действующего с 1 марта, на экспорт не идет.
Другие виды транспорта
Составить конкуренцию Восточному полигону мог бы продуктопровод, по которому на восток направят не только дизель, но и бензин, говорит Гусев. Но его нужно или строить, или продлить в восточном направлении продуктопровод Омск – Сокур. Впрочем, угольщики могут перевозить уголь и по рекам.
«Есть же речной транспорт! Весь уголь, в том числе и добываемый в Кемерово, можно спускать по рекам до Севморпути и там перегружать на танкеры. Почему не рассматривается транспортировка угля по рекам? Это же самый дешевый вид транспорта. По крайней мере, в летний сезон можно вывозить максимальные объемы угля по рекам, с использованием маршрутов по Севморпути, где тоже стоит задача нарастить грузопотоки», – продолжает Д. Гусев.
Очередной рост цен на бензин и дизельное топливо зафиксирован на биржевых торгах 25 марта. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость тонны летнего дизтоплива увеличилась на 0,13%, до 66 070 рублей, а бензина АИ-92 – на 0,1%, составив 66 тыс. руб. за тонну. Стоимость бензина марки АИ-95 снизилась на 1%, до 66 тыс. руб. Согласно официальной статистике, с 13 по 19 марта суммарный выпуск бензина в России снизился почти на 4% к предыдущему периоду и на 5,2% ниже плана.