«Сейчас в основе внутренних цен на бензин лежит спрос на него в России. Конкуренция с внешним рынком демпфируется через обратный акциз, который компенсирует компаниям разницу между ценами внутри страны и на внешних рынках. Рвения продавать все топливо за рубеж стало меньше. Принципиальных налоговых изменений пока не предвидится, поэтому до конца года цены будут стабильными», – прогнозирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
По словам эксперта, предложение на бензин сейчас опережает спрос. С ним согласен известный российский экономический аналитик по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин.
«Куда расти бензину, если у нас сейчас нефти добывается больше, чем мы можем продать?» – интересуется М. Крутихин.
К тому же времена, когда рост цен на топливо был таким же, как инфляция, или выше, прошли и еще не вернулись. Инфляция в этом году значительно опережает подорожание бензина.
«В принципе, можно было бы ожидать и подешевения топлива, – предполагает С. Пикин. – Как в Америке происходит: упала нефть на 20% – быстро и на столько же подешевел бензин. Но у нас такого не получается. Весной оптовые цены на нефть падали на 30%, а розница бензина оставалась прежней. Потому что нефтяные компании боятся: если только они существенно снизят цену на топливо, то обратно поднять ее будет невозможно из-за негласного соглашения с правительством: рост должен быть не больше, чем инфляция. Причем не в текущем году, а по итогам прошлого».
В итоге нефтяным компаниям выгоднее консервировать цены. Подешевение бензина может быть очень осторожным, на 1–2%, и носить имиджевый характер.
«Цены на бензин сейчас в России определяются не стоимостью нефти и не ее наличием, а налоговой политикой государства, – утверждает М. Крутихин. – Поэтому у нас цена нефти не превышает 7% в итоговой розничной цене бензина. Цена нашего бензина более чем на 70% состоит из налогов. А в США налоги добавляют только 15% к цене топлива. В итоге, с одной стороны, у нас бензин дороже, чем он того стоит, а с другой – расти ему уже больше некуда».
Что же касается наличия или отсутствия субсидий на железнодорожные перевозки, то, по мнению С. Пикина, они никак не влияют на цену бензина в густонаселенных районах России, где много нефтеперерабатывающих предприятий. Здесь топливо на бензоколонки развозит только автомобильный транспорт. А вот в Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная составляющая цены достаточно велика. С учетом того, что нефтяная отрасль не сможет в этом году повысить цены на бензин более чем на 8,4% (прошлогодняя инфляция, по данным Росстата), производители топлива могут в отдаленных районах сработать себе в убыток. Но этого не допустит уже Минэнерго, возобновив субсидии.