Ежегодно отрасли требуется 40–50 тыс. новых автомобилей, однако в 2023 году дефицит превысил 21% относительно уровня 2021 года. Участники рынка заявляют о нехватке автомобилей в классе «эконом». Наиболее популярные марки автомобилей для такси – такие как Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyunday Solaris – остановили поставки новых автомобилей в Россию, гласит исследование Аналитического центра при правительстве России (презентация в распоряжении РЖД-Партнера). Этих машин попросту нет на рынке. Водители пересаживаются на автомобили повышенных классов. Но покупают машины, как правило, в лизинг. Подсчитано, средняя стоимость покупки автомобиля класса «комфорт» с учетом лизинга превысила показатель 2021 года на 43%. Участники рынка отмечают также рост затрат на техобслуживание, стоимость топлива и страховки ОСАГО для такси. В расчете на километр пробега показатель за два последних года вырос на 63%.
«Средняя стоимость поездки увеличилась в среднем на 30% с 2021 года. А доля доходов водителя от общей выручки не поменялась с 2021 года и составила порядка 47% без учета налогов», – подсчитали аналитики.
Таксисты готовы использовать машины, бывшие в употреблении. Но таких машин тоже нет. В сегменте «эконом» в Москве и Санкт-Петербурге ежемесячное количество автомобилей, присоединяющихся к сервисам и готовых принимать заказы, снизилось более чем на 74%. Среди марок, доступных к покупке в этом сегменте, доминирует отечественная Lada.
«При этом динамика цены на наиболее популярные модели для использования в такси значительно опережает общерыночные показатели: Lada Granta в ноябре 2023 года стоит на 56% больше, чем в 2021-м. Вторая по популярности модель – Lada Vesta – к ноябрю 2023-го выросла в цене на 82% от уровня 2021 года», – гласит исследование Аналитического центра при правительстве России.
Таксист – профессия редкая
За два года число действующих разрешений на таксомоторную деятельность в России снизилось на 55,4 тыс. ед., до 350,8 тыс. Однако в обеих столицах число разрешений выросло с 184 тыс. до почти 203 тыс. Аналитики объясняют тенденцию высоким платежеспособным спросом, который и способствует росту числа разрешений даже при высоких затратах в двух крупнейших регионах. «Однако на число разрешений в столицах негативно повлиял отток мигрантов, занимающихся таксомоторной деятельностью. В регионах сильнее наблюдается влияние мобилизации и перетока кадров в иные сферы: чем меньше населенный пункт, тем сильнее падение числа разрешений. Рост финансовых и административных издержек снижает привлекательность отрасли для водителей и парков», – продолжают аналитики.
Рост реальных доходов населения и рост спроса на поездки в двух крупнейших агломерациях сравняли число поездок, в 2023 году услугами такси воспользовались такое же число пассажиров, как в 2021 году. В регионах число вызовов такси сократилось до 20%. Аналитики динамику оправдывают так: в регионах население более чувствительно к росту цен на услуги такси, снижение числа поездок в 2022 году – результат оттока наиболее лояльной̆ группы пассажиров и роста цен. По данным исследования в обеих столицах стоимость поездки в такси подорожала на 18%, впрочем, для сравнения, в городах-миллионниках этот рост еще значительнее, до 21%.
«Рост стоимости поездки – реакция рынка на рост затрат и необходимость повышения привлекательности сферы для бизнеса и водителей», – сообщает исследование.
Аналитики сообщают об остром дефиците кадров, нехватка водителей на рынке такси достигала 72 тыс. человек, сокращение по сравнению с 2021 годом достигло 12,5%.
«Снижение числа водителей в 2023 году – следствие неопределенности правил работы с 1 сентября 2023 года и увеличения конкуренции за трудовые ресурсы в экономике, также отток мигрантов, связанный с ослаблением курса рубля», – сообщает исследование.