«При этом цены спотового рынка в России находятся на втором уровне по премиальности, если говорить в целом в течение года, то есть выгоднее поставок в Польшу или через черноморские терминалы, но уступали украинскому рынку. В этом же году, если исключить период апреля – мая, мы видим, что российский рынок премиальнее даже украинского направления», – сообщил специалист.
По данным эксперта, железнодорожные отгрузки СУГ на экспорт через морские терминалы тоже демонстрируют резкое сокращение объемов в последние месяцы. Так, если в 2019 году через Усть-Лугу, терминал которой являлся основным для этого вида поставок, проходило порядка 200 тыс. т груза в месяц, то в настоящее время показатели сократились почти в 4 раза – ежемесячные отгрузки не превышают 50–60 т. Д. Хальметов считает, что основная причина снижения кроется в перенаправлении сырья на нефтехимический комбинат «ЗапСибНефтехим».
Также представитель Thomson Reuters обратил внимание на то, что в 2020 году из-за слабого спроса на внутреннем рынке ряд компаний предприняли попытки перенаправить невостребованный товар на экспортные направления. Так, излишки поставлялись в Индию, Оман, Шри-Ланку и страны Латинской Америки. Об аналогичной ситуации в рамках круглого стола говорил и генеральный директор «Газпром ГНП продажи» Дмитрий Миронов.
«Многие производители пытались увести какие-то объемы на экспорт, хотя и экспорт тоже очень сильно сократился. В целом производство пришлось сильно снизить. И потом обратно его нарастить – это не такая быстрая история. А спрос начал появляться гораздо быстрее. Вот в мае мы уже увидели небольшое превышение спроса над предложением, а в июне оно было уже более значительным», – добавил он.
При этом к данному алгоритму предприятия прибегали не только в части трансфера через морские терминалы. Так, по данным Д. Хальметова, в апреле и мае текущего года наблюдался прирост экспортных поставок через сухопутные погранпереходы в соседние страны. В частности, эксперт отметил повышение объемов в китайском направлении через Забайкальск. В остальном объем транспортировки СУГ через границы стран-соседок остается неизменным, отмечается стабильность поставок на Украину и в Польшу.