Результаты эксперимента ПЭК оценивает положительно, об этом РЖД-Партнеру говорит Игорь Алексашов, директор по транспортной логистике ПЭК. Компания одной из первых загрузила беспилотный КАМАЗ грузом и выполнила четыре рейса между Москвой и Санкт-Петербургом.
«Эксперимент показал, что при переходе на беспилотные перевозки можно сократить сроки доставки. ПЭК продолжает отрабатывать технологию», — говорит Игорь Алексашов.
Все беспилотники КАМАЗ с грузами ПЭК прибыли в конечную точку назначения вовремя, добавляет он. Грузовики, со средней скоростью 80 км/ч, прошли 1,3 тыс. км. Это путь из Санкт-Петербурга в Москву и в обратном направлении. На заправку беспилотные грузовики заезжали в ручном режиме. После их опять переключали в автономный режим. Впрочем, операторы нужны были и для движения через Тверь и Тверскую область. Здесь северный обход только строят, и работы, по плану, завершатся только во второй половине 2024 года.
«Беспилотные грузовики прошли эту часть маршрута в ручном режиме управления, так как двигались напрямую через Тверь и Тверскую область, где есть светофоры, уличная разметка», - говорит Игорь Алексашов.
А еще двум из трех автомобилей в процессе прохождения маршрута понадобилась перенастройка бортовика, об этом РЖД-Партнеру говорит Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли. Однако подробностей происшествия эксперт не выдает.
«В целом тестовый запуск беспилотных грузовиков по трассе М-11 завершился успешно. В принципе техника справилась с движением в автономном режиме, соблюдая дистанцию с впереди идущими транспортными средствами», — говорит он.
Крупные игроки рынка максимально заинтересованы в беспилотной доставке, говорит Иван Глушаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса LAMACON.
«Конечно, данный эксперимент — это разведка. Экономика начнет сходиться при увеличении плеча перевозки, а это произойдет при дальнейшей реализации проекта беспилотных логистических коридоров и задействовании основных федеральных магистралей», — объясняет он.
Запуск второй
Запуск второй тройки цифровых магистральных тягачей состоится уже в эту субботу, 1 июля. У беспилотных грузоперевозчиков в России огромное будущее, заявляет Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом). Во-первых, собственникам компании не нужно платить зарплату сотрудникам, и, во-вторых, беспилотный автомобиль, в будущем, сможет работать круглый год и вообще без перерывов на сон и обед. В-третьих, машина даже сможет выезжать на опасные участки дорог.
«Но беспилотники не устранят главные проблемы мегаполисов: пробки и проблемы с экологией: на сегодня до 80% вредных выбросов в атмосферу в городах миллионниках – это не промышленные предприятия, а автотранспорт», — говорит он.
И главное, Россия пока не готова к полномасштабному запуску беспилотников на дороги. Хотя бы потому что дороги имеют низкое качество покрытия, а инвесторы неохотно вкладываются в инфраструктуру из-за высокой степени рисков, говорит Дмитрий Матвеев. И главное, в России острый недостаток полигонов для тестирования таких автомобилей.
«Необходимо создать экспериментальные беспилотные зоны и маршруты», — рассуждает Матвеев.
Да и автотранспорта, способного двигаться без участия человека пока еще нет. «КАМАЗ-5490» предполагает присутствие водителя в кабине: он следит за дорогой и выполняет инженерные функции, хоть и не управляет автомобилем. Эксперименты с беспилотными грузовиками в котором вообще исключено участие человека, начнутся в России в 2025-2026 годах. Сейчас такие автомобили есть, но их используют для определенных задач, например, для доставки товаров или пассажиров на закрытых территориях, говорит Михаил Белоусов, Генеральный директор ГК Маршал, основатель академии логистики
«Как и у любой новой технологии, беспилотные автомобили вызывают определенную тревогу и неопределенность», — рассказывает он РЖД-Партнеру.
Многие эксперты считают, беспилотные автомобили могут быть безопаснее, чем автомобили, управляемые человеком, так как они не подвержены человеческим ошибкам, связанным с усталостью, отвлечением и плохим зрением, добавляет он. Кроме того, беспилотные автомобили могут быть более эффективными и экономичными, так как они могут ездить более плавно и оптимально использовать дорожное пространство.
К концу 2024 года общее количество беспилотных грузовиков на М-11 достигнет 18 единиц, первые шесть выйдут уже в 2023 году.