Такими темпами уже к 2024 году дефицит нового автобусного парка составит 33 600 ед.
Уровень государственной поддержки позволяет обновлять не более 2,1% автобусного парка в год. Планировалось, что средства в помощь регионам выделят из средств ФНБ, но этого не случилось по экономическим причинам. Также ожидалось, что благодаря субсидированию лизинг на покупку подвижного состава, выдаваемый банками, будет продлен с 3 до 5 лет, а ставку сократят с 12 до 4,5%. Но и этого не случилось.
По словам директора по пассажирскому парку ПАО «КамАЗ» Самата Саттарова, снижению производства способствует и то, что некоторые муниципалитеты тратят выделенные государством деньги на покупку китайского, а не отечественного городского транспорта. «Они берут государственные деньги и на них отнимают у нас хлеб», – возмутился С. Саттаров на пленарной сессии.
И это уже не говоря о том, что вместо нового транспорта, гарантийный срок службы которого – 7 лет для автобусов и 15 лет для электробусов, покупаются старые «китайцы», которым негде проводить гарантийные ремонты, а развалиться они могут уже через неделю.
Но несмотря на все проблемы, связанные с падением спроса, ведущие предприятия смотрят в будущее. РЖД-Партнер спросил у представителей ГАЗ и КамАЗ, продолжают ли они перспективные работы над водоробусом (автобусом, топливом для которого является водород, а иначе говоря – обычная вода) и беспилотными автобусами. И получил ответ, вселяющий оптимизм.
«ГАЗ не останавливает работы по автобусом и электробусам с альтернативными источниками энергии, – сказал РЖД-Партнеру Н. Одинцов. – Но нужно понимать, что под серийное производство таких машин должен быть спрос. А если из-за неплатежеспособности покупателей не получается увеличить мощности производства привычной городской техники, то на автобусы с водородным топливом спроса нет вовсе. Хотя водоробус – это фактически тот же электробус, только там элементы питания устроены иначе».
«Что касается беспилотных автобусов, то в Нижнем Новгороде они уже возят пассажиров, – продолжил свой ответ Н. Одинцов. – У нас есть беспилотный транспорт, который возит работников внутри завода. На муниципальном транспорте тоже задействованы беспилотники, только их электроника работает в наблюдающем режиме, а за рулем сидит водитель. Например, много сочлененных автобусов, которые в народе называют «икарус» или «гармошка», в нашем городе это беспилотники. Но работающие в режиме ручного управления».
«Развитие таких разновидностей транспорта, как электробусы и водоробусы, требует государственной поддержки, – сказал С. Саттаров. – Приведу хороший пример. Когда Китай начал государственную программу поддержки электробусов, спрос на них подскочил практически с нуля до 120 тыс. ед. в год. Сейчас там государство электробусы больше не поддерживает, потому что предприятия окрепли и рынок достаточно насыщен. Ежегодный спрос снизился до 80 тыс., но он остается абсолютно стабильным. КамАЗ ведет постоянную работу с правительством Москвы по электробусам, и водоробусы тоже появятся на маршрутах столицы в обозримой перспективе. Но для развития нужно, чтобы включилась не одна только Москва».
Для справки, Россия за всю историю сделала электробусов меньше, чем сейчас Китай производит за месяц. Почти все отечественные электробусы куплены столицей.
А о беспилотниках представитель КамАЗ сказал так: «Сейчас мы сосредоточены в первую очередь на запуске беспилотных грузовых фур Москва – Санкт-Петербург. В части пассажирского транспорта мы не форсируем проект. Команда работает, но всему свое время. Отработаем технологию на очень простых грузовых маршрутах на длительных расстояниях по федеральной трассе. Там нет препятствий и мало сюрпризов. А уже затем перейдем к более сложной работе по практическим испытаниям автобусов с пассажирами в городской среде, где присутствуют пешеходы, которые могут не знать ПДД».