Пути с гарантиями
В рамках III этапа развития Восточного полигона предлагается построить свыше 2 тыс. км вторых путей. За счет модернизации до 2032 года планируется довести провозную способность инфраструктуры до 255 млн т ежегодно. Такие данные озвучены на совещании главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым.
В ходе III этапа проекта предстоит построить 277 объектов, в том числе 2,1 тыс. км вторых путей (в основном на Байкало-Амурской магистрали), а также реконструировать 50 станций.
Напомним, в рамках первого этапа развития БАМа и Транссиба, который проходил с 2013 по 2022 год, возведено свыше 1,2 тыс. объектов и реконструировано 5 тыс. км пути. В рамках второго, рассчитанного до 2025-го, будет построено 1,3 тыс. км дополнительных главных путей и 29 разъездов, не считая реконструкции существующих раздельных пунктов. Провозная способность в экспортном направлении составит 180 млн т.
Как заявили в монополии, РЖД видят продолжающийся рост спроса на перевозки и считают необходимым опережающее развитие инфраструктуры. Компания готова выполнить задачу в установленный срок. Но в долгосрочной перспективе для реализации проекта важны гарантии того, что новые мощности будут востребованы.
«В рамках III этапа развития Восточного полигона было бы правильно закрепить за грузоотправителями возможности и обязанности по перевозке грузов, так называемый принцип вези или плати. Потому что мы должны четко понимать, для кого мы строим, кого мы повезем», – подчеркнул О. Белозеров.
Ship-or-pay – один из активно обсуждаемых вопросов с грузовладельцами в последние годы. Возможность его внедрения на тех направлениях сети РЖД, где за счет инвестиций инфраструктура получает дополнительную пропускную способность, требует выработки механизма взаимной сбалансированной ответственности. Данный формат подразумевает, если отправитель не предъявил груз к перевозке, он должен отвечать рублем, но, если его объем продукции не вывезен, адекватным рублем должен ответить перевозчик.
С технической и технологической точки зрения РЖД готовы перейти на соответствующие отношения, уточнил глава компании.
Как придать ускорение
По данным Минтранса, сейчас прорабатывается вопрос реализации концессионных соглашений в отношении 4 крупных инфраструктурных объектов, от которых во многом зависит реализация мер по развитию провозных мощностей. Речь идет о втором Северомуйском тоннеле, втором Кодарском тоннеле, втором Кузнецовском тоннеле и мосте через Амур.
«Вместе с РЖД нам нужно выработать совместный подход к тому, как ускорить развитие Восточного полигона, это приоритетная для нас задача. Задействование механизмов ГЧП, концессионных соглашений – один из потенциальных путей ускорить эту работу, вовлечь больше капитала», – заявил А. Чекунков.
Стоит сказать, что о привлечении внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства или концессионных соглашений говорится много, но практических шагов сделано мало, возможно, из-за несовершенства нормативной базы.
Принятый еще в 2003 году ФЗ №29 «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» определял, что целый ряд объектов, который передается для эксплуатации Российским железным дорогам, может находиться в собственности только ОАО «РЖД» либо государства. Таким образом, у частного инвестора, который готов вложиться на паях с госкомпанией в новое имущество, не было привычного для акционерного общества механизма возврата вложенных денег.
В свою очередь в Сбербанке сегодня не видят в имеющейся нормативной базе каких-то серьезных пробелов, которые препятствовали бы реализации механизмов ГЧП на железных дорогах. Невозможность передачи в собственность частной компании железнодорожной инфраструктуры не является барьером для потенциальных проектов: для концессионера главное получать доход от эксплуатации инфраструктуры, имущественный вопрос не так принципиален, рассказали РЖД-Партнеру в пресс-службе Сбербанка.