Пять тыс. контейнеров импортировано в Россию в первые 11 месяцев 2024 года, для сравнения, год назад завезли на 24%, – 3,8 тыс. «ящиков». Данные РЖД-Партнеру предоставила международная компания мультимодальной логистики Holding Finance Broker. Здесь подчеркивают, грузы, в основном, завозят железнодорожным транспортом. По железнодорожной сети ввезено 77% контейнеров.
«В российских грузоперевозках всегда была высока доля ж/д транспорта, и в этом году спрос на них увеличился: в январе-ноябре 2023 года по железным дорогам было доставлено 74% грузов», - продолжают здесь.
По информации компании морским транспортом завезено 7% грузов, а авиаперевозчики доставили 5%. Автоперевозчики в Россию завезли всего 6%. Однако, несмотря на небольшую долю автотранспорта в международных грузоперевозках, спрос на них продолжает расти, в первую очередь на таких направлениях, как Китай, Казахстан.
«Объем, завезенный автотранспортом, прирастал в течение всего 2024 года, и за период с января до конца ноября в нашей компании автоперевозки фурами-большегрузами вырос на 47%. Такой высокий спрос на автоперевозки на направлениях, где всегда доминировал железнодорожный транспорт, связан и с дефицитом контейнеров, и с высокой загруженностью Восточного полигона железной дороги. Сыграл свою роль и отложенный спрос, вызванный сложностями с взаиморасчетами с китайскими поставщиками», — рассказывает Татьяна Кулябина, генеральный директор Holding Finance Broker.
Грузы на рейде
Загрузка портов Дальнего Востока в этом году колоссальная, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Алина Чепурная, ведущий специалист операционного отдела NOVELCO.
«Такого не было уже несколько лет. На импорт прибыло такое количество груза, что мест для их принятия в портах просто не хватает. Эти сложности обусловлены невозможностью своевременного вывоза по железнодорожной сети из-за нехватки подвижного состава и платформ. В конце лета-начале осени контейнера ждали своей очереди на погрузку месяц, при том, что суда с новыми грузами приходили ежедневно», — продолжает она.
В прошлых годах очень «спасали» вывозы контейнеров на тыловые терминалы и отправка по железной дороге оттуда, добавляет Алина Чепурная.
«И ставка отправок оттуда была дешевле, чем из порта, что привлекало импортеров при выборе маршрута и «облегчало жизнь» портов. Контейнера вывозили с территории порта, и можно было свободнее принимать вновь прибывшие. Железнодорожным станциям также было легче, нагрузка распределялась. Однако в этом сезоне ситуация изменилась, и отправки с тыловых терминалов не пользуются популярностью в импорте», — продолжает эксперт.
С ее слов основная причина потери интересов импортеров – ставка НДС. Она подчеркивает, с июля этого года, чтобы сохранить ставку НДС на нулевом уровне на импортные перевозки, импортеры должны были отправлять груз именно из порта. А при отправке с тыловых терминалов к ним могла применяться ставка НДС в 20%. Со слов эксперта импортеры переориентировались на автоперевозчиков.
«За этот период, примерно полтора-два месяца, порты и сумели немного разгрузиться», — говорит она.
Сегодня, во второй декаде декабре, период ожидания постановки на железнодорожную сеть составляет около 14 дней. Более того, такой ситуация стала с начала декабря, говорит Алина Чепурная.
«Причины, как и на прямом железнодорожном сообщении, – спад объема отправок из Китая в морском сообщении», — заключает она.