Конструкция кузова локомотива – цельнонесущая, что увеличивает прочность электровоза, повышает пассивную безопасность локомотивных бригад, одновременно снижая массу и металлоемкость машины. Рама тележки изготовлена из стали с повышенной устойчивостью к атмосферной коррозии и нагрузкам при эксплуатации на высоких скоростях. Эта сталь производится в России по европейским стандартам и уже используется при выпуске тележек для электропоездов «Ласточка».
В то время как электровозы прошлых поколений проходят три капремонта в течение жизненного цикла, конструктивные особенности «Малахита» увеличивают его срок службы до 40 лет всего с одним капитальным ремонтом. Такой эффект достигается благодаря применению элементов конструкции с увеличенным ресурсом эксплуатации и гарантийному сервисному обслуживанию от завода-изготовителя. Электровоз можно оперативно обслуживать и ремонтировать за счет модульной компоновки систем.
Грузоподъемность 3ЭС8 «Малахит» на 42% выше, чем у электровозов предыдущего поколения. Он может водить поезда массой 7,1 тыс. т и длиной свыше 1 км в условиях горного рельефа и неблагоприятного климата. Предусмотрена возможность управления одним машинистом.
«Малахит» проходит последние приготовления к внедрению, а «Уральские локомотивы» уже разрабатывают новую линейку подвижного состава. Среди перспективных разработок имортозамещающий электровоз переменного тока и электровоз для вождения контейнерных поездов на скорости до 140 км/ч.
Одновременно с этим специалисты холдинга «СТМ» ведут разработку локомотивов на альтернативных источниках энергии. В копилке предприятия уже имеется маневровый тепловоз ТЭМГ1 с двумя силовыми установками, работающими на сжиженном природном газе.
Как сообщила РЖД-Партнеру пресс-служба СТМ, использование СПГ в качестве топлива позволяет почти в два раза сократить количество выбросов СО2 в атмосферу. Испытаниями доказан экологический эффект минимум 40%. При этом тепловоз бережет не только воздух, но и деньги. Он позволяет экономить на топливе. Затраты на заправку для ТЭМГ1 по сравнению с дизельными тепловозами сокращаются на 50%. Полная заправка локомотива мощностью 1120 л. с. занимает всего 40–50 минут. Запас СПГ в криогенной емкости равен 2600 кг и позволяет обеспечить безэкипировочный пробег до 5 суток.
Несмотря на то, что ТЭМГ1 – сравнительно новая машина (сертификат соответствия ТР ТС был получен в январе 2022 г.), тепловоз сегодня проходит опытно-промышленную эксплуатацию на астраханском филиале ООО «Газпромтранс», а до этого тестировался в оренбургском филиале компании.
Производство машины происходило на площадках Людиновского тепловозостроительного завода. ЛТЗ уже имеет успешный опыт создания локомотивов на СПГ – это магистральный газотурбовоз ГТ1h, работающий на полигоне Свердловской железной дороги.
Используемые двигатели для ТЭМГ1 изготовило предприятие «Технология 1604», базирующееся в Екатеринбурге.