Основным драйвером роста стало улучшение оценок показателя «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве» (на 5 баллов к предыдущему кварталу и на 19 баллов к соответствующему периоду 2018 г.). Такой скачок, по мнению Ю. Соколова, связан с преодолением дефицита вагонов благодаря увеличению их парка: только за IV квартал 2019 года прирост составил около 17 тыс. вагонов, а в целом за текущий год – около 57 тыс. вагонов.
Рост наличия вагонов в условиях свободного ценообразования на операторском рынке привел к снижению ставок и улучшению оценок грузоотправителями показателя «стоимость услуг компаний-операторов»: по итогам IV квартала 2019-го он не только на 11 пунктов превысил уровень аналогичного квартала прошлого года, но и достиг максимума за период с I квартала 2016-го по IV квартал 2019-го. «Опросы и интервью грузоотправителей, проведенные в рамках исследования, показывают, что в среднем ставки снижаются в разных сегментах рынка неравномерно, но тенденция снижения в целом очевидна, – говорит к. э. н., эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. – Результаты опросов респондентов подтверждаются публикуемыми данными различных площадок. И сайт «Промышленные грузы», и динамика индекса RailCommerce, и ряд других источников подтверждают наличие нисходящего тренда на рынке предоставления вагонов на протяжении II полугодия 2019-го, как, впрочем, и в январе – феврале 2020-го».
Однако в условиях роста удовлетворенности наличием вагонного парка ухудшились оценки уровня развития инфраструктуры до минимального уровня за четырехлетний период поквартального мониторинга (55 баллов). «Это неудивительно, – считает д. э. н., профессор, первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет, – так профицит парка всегда усугубляет дефицит инфраструктуры. Следует подчеркнуть, что респонденты в своих комментариях отмечают усилия ОАО «РЖД» по развитию инфраструктуры, но считают, что это развитие должно идти быстрее. Рост инвестиций, достигнутый ОАО «РЖД» в 2019 году, и масштабные планы по развитию инфраструктуры, заложенные в ДПР ОАО «РЖД» до 2025 года, должны способствовать удовлетворению чаяний грузовладельцев». Он также обратил внимание на незначительное снижение оценок стоимости услуг ОАО «РЖД» и технического состояния вагонов. Первое, по словам эксперта, во многом связано с отмечаемой грузоотправителями их недостаточной информированностью о параметрах индексации тарифов в 2020 году, второе – с непредсказуемой, по мнению ряда клиентов, ситуацией с выбраковкой вагонов. «Для грузоотправителей важна прозрачность всех процедур: и тарифной индексации, и отцепки вагонов в пути следования по техническому состоянию и др. И это следует учитывать при выстраивании взаимодействия с клиентурой», – отмечает Д. Мачерет.
В целом общую положительную тональность изменения Индекса портит падение погрузки в конце 2019 года, что как раз и может служить причиной снижения цен на перевозку, уменьшения проблем с наличием вагонов и соблюдения сроков доставки и т. п., считает Ю.Соколов. При этом практически никто из опрошенных грузоотправителей не прогнозирует роста погрузки на железную дорогу в 2020 году, предпочитая дополнительные объемы переводить на альтернативные виды транспорта.
«Как показал четвертый квартал, ОАО «РЖД» оказалось снова не готово к падающему рынку. Количество брошенных поездов в декабре 2019 годы выросло более чем в 1,5 раза к ноябрю, - заметил председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. - Монополия перестала справляться с главной задачей - продвижением вагонопотоков. Это тревожный сигнал. Падение объемов перевозок в условиях рекордного прироста вагонного парка и дефицита инфраструктуры приведет к серьезным пробкам из порожних вагонов. Положительная динамика Индекса обусловлена снижением ставок за пользованием вагонами и выравненной ритмичностью. Это дало пользователям возможность сделать глоток воздуха, второй глоток - это индексация без подвоха. На этом резервы кислорода закончились».
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого).
В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
Скачать краткую версию исследования Индекса качества можно по ссылке.