Сегодня до 30% всего объема контейнерных перевозок РФ составляет внешнеторговое сообщение с Китаем. С 2010 по 2019 год объем товарооборота России с КНР вырос почти вдвое (с $59 млрд до $111 млрд). Все это потянуло за собой и активное развитие инфраструктуры контейнерных перевозок: растет доля железнодорожного сообщения как наиболее быстрого вида наземной доставки, добавляются новые маршруты перевозок, широко развиваются мультимодальные перевозки, расширяется география доставок, повышается вариативность направлений, появляется возможность предложить клиенту тот маршрут и бюджет контейнерной перевозки, которые будут максимально отвечать его задачам.
«Приоритетное значение для Китая имеют инфраструктурные проекты, позволяющие не только обеспечить беспрепятственную доставку китайских экспортных товаров в другие регионы Евразии и загрузить производственные мощности страны, но и увеличить экономическую взаимозависимость стран, участвующих в проекте», – отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кириллова.
В настоящее время по территории региона проходят несколько транзитных транспортных коридоров, так или иначе являющихся частями экономического пояса Шелкового пути. Речь идет о четырех железнодорожных маршрутах, следующих в Европу через Казахстан.
Транссибирская магистраль по-прежнему остается самым длинным транспортным коридором в мире.
Направления, связывающие Европу и Азию, безусловно, являются востребованными, но переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию сдерживает целый ряд факторов.
Субсидирование, согласование ставок со стороны всех участников процесса, сокращение сроков доставки грузов, а также увеличение грузооборота российских хабов за счет модернизации существующих или строительства новых мощностей инфраструктуры – главные способы увеличения объема транзита из стран АТР через Россию.
Что сейчас идет из Китая в Европу? По большей части товары народного потребления, электроника и комплектующие. В обратном направлении – товары с более высокой добавленной стоимостью, которые в Китае не производятся.
Нешуточная конкуренция
Основными составляющими для повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок называются снижение их себестоимости, упрощение таможенного транзита и развитие инфраструктуры перевалочных пунктов (станций). Последнее, а именно развитие транспортной инфраструктуры, особенно транзитной, наверняка сможет привести к естественному увеличению транзитных грузопотоков, комментирует Игорь Ляшик. Помимо этого, он обращает внимание на узость железнодорожных подходов к портам Владивостока, что также требует увеличения пропускной способности Транссиба и развития терминальной инфраструктуры на границе с ЕС.
Отсутствие единых требований к документам между таможней и железной дорогой в настоящее время, по словам некоторых участников рынка, к сожалению, является также проблемной составляющей в транзитных контейнерных перевозках.
Конкуренция на рынке контейнерных перевозок постепенно обостряется, часть игроков демпингуют, на рынок продолжают выходить новые экспедиторские компании. В нынешней экономической ситуации, когда рубль ослабевает, есть все шансы на развитие экспорта, тогда как импорт может начать сокращаться, предполагает руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков.
Объем экспортных поставок растет у большинства операторов.
Если в целом говорить о развитии сухопутных погранпереходов, здесь наблюдается активизация Казахстана.
Прогнозы: не слишком ли оптимистичны?
Сегодня 98% грузов из АТР идет по морю и лишь 2% по суше. Мировой темп прироста контейнерного грузооборота, в том числе между Азией и Европой, как уже отмечалось, составляет 5–6% в год. Таким образом, к 2025-му торговля по этому маршруту может составить 27 млн контейнеров, а по Транссибу можно будет перевозить 1,5 млн контейнеров. Потенциал перевозок высок, и ряд участников рынка ожидают более резкого роста объема железнодорожных перевозок из АТР в Европу. В частности, Александр Исурин предполагает, что к 2025 году общий объем торговли между ними будет составлять около 25–26 млн TEU.
Важную роль в процессах ускорения развития и увеличения объемов призвано сыграть упрощение таможенных процедур. Руководство Федеральной таможенной службы заверяет о тесном сотрудничестве со странами АТР и Восточной Азии, которое в целом способствует гармонизации стандартов и процедур перехода таможенной границы государств.
В долгосрочной перспективе, по мнению операторов, увеличению транзитных потоков будет способствовать поступательный рост товарооборота России с Китаем и другими странами АТР. Сейчас же пока сложно спрогнозировать результаты 2020 года, хотя, безусловно, на фоне общемировой пандемии коронавируса и нефтяного кризиса и, как следствие, чрезвычайно сильного падения деловой активности в РФ они будут отрицательными по сравнению с прошлым годом. Пока что негативные последствия этих событий сложно оценить.