1 августа правительством РФ принят интегрированный план развития Севморпути до 2035 года. В основу долгосрочной стратегии заложены обязательства как со стороны грузоотправителей, которые гарантируют объемы перевозок по СМП, так и со стороны государства о создании необходимой инфраструктуры. К октябрю должна быть подготовлена, по выражению первого замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, «дорожная карта с ключевыми событиями и контрольными точками».
«На сегодняшний день, согласно плану, собрана перспективная грузовая база – к 2024 году она составит 90 млн т, а к 2030-му – более 200 млн т. По проектам, формирующим эту грузовую базу, предполагаются инвестиции в объеме более 15,6 трлн руб., причем создаваемая валовая добавленная стоимость – 28 трлн руб.», – сообщил Г. Гусейнов.
Общий объем государственного финансирования мероприятий плана – почти 1,8 трлн руб. Весомая доля средств должна пойти на развитие транспортной инфраструктуры Севморпути.
«В плане [отражена] вся инфраструктура, которая прямо или косвенно влияет на грузовую базу Северного морского пути. Это модернизация либо строительство 12 портов, железнодорожные подходы к ним, отдельные проекты по железнодорожной инфраструктуре, которые могут в перспективе обеспечить дополнительную базу к портам, которые находятся в акватории СМП, либо к близлежащим портам, но с перспективой вывоза грузов через восточное направление», – уточнил Г. Гусейнов.
Речь, в частности, идет о развитии Мурманского и Архангельского транспортных узлов, создании баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон, строительстве береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения на Чукотке и т. д.
Отдельное финансирование затронет повышение системы безопасности судоходства по Севморпути. Например, в план развития СМП вошли вопросы спутникового обеспечения, системы метеорологического прогнозирования. Санкции затруднили работу по ряду направлений хозяйственной деятельности в Арктике. В частности, зарубежные компании, у которых морские перевозчики заказывали съемку со спутников по ледовым условиям, прекратили сотрудничество с Россией, рассказал зампред правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов.
До конца 2023 года планируется запустить спутники типа «Кондор», «Обзор», «Арктика-М № 2». Помимо высокого качества получаемых данных, запуск этих аппаратов снизит зависимость от иностранных провайдеров. Еще дополнительные семь спутников послужат стабильному функционированию группировки до 2035 года.
Флот нарасхват
Важный раздел проекта плана развития СМП до 2035 года касается постройки грузового и ледокольного флота. Как проинформировал руководитель проекта Проектного офиса по развитию Арктики (входит в «Росатом») Сергей Чемко, в настоящее время в распоряжении ФГУП «Атомфлот» 6 атомных ледоколов, из них «Арктика» и «Сибирь» построены в 2020–2021 гг. Планируется спустить на воду еще 6 атомоходов, по трем из которых – «Уралу», «Якутии», «Чукотке» – сейчас ведутся работы, причем «Урал» сдадут до конца текущего года.
Для развития судоходства с учетом реализации арктических инвестпроектов запланирована постройка 32 транспортных судов ледового класса, 46 ед. аварийно-спасательного флота. И, судя по всему, это не последний объем заказа для верфей в рамках развития Севморпути.
У России имеются сложности с судами специального назначения. Как отметил гендиректор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт, стране необходимо снижать зависимость от иностранного дноуглубительного флота. Тем более что в связи со сложной политической ситуацией с российского рынка ушли такие крупные европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme.
Отечественные заказчики были сильно зависимы от зарубежных подрядчиков, говорит А. Бенгерт, поскольку собственных ресурсов не хватает. Так, емкость трюмов существующего дноуглубительного флота РФ составляет около 40 тыс. куб. м, тогда как у судов одной Deme – 240 тыс. куб. м.
«Северный морской путь сам по себе мелководный. Все это будет сопровождаться большими объемами дноуглубления», – указывает А. Бенгерт. По его словам, инвестиции должны направляться в новые самоотвозные трюмные землесосы, суда для равнения дна, земснаряды, гидрографические суда.
В целом, подчеркивает Г. Гусейнов, план развития перевозок по СМП является большим вызовом для российского судостроения. Главные риски связаны с темпами строительства, в свою очередь, говорит замглавы «Росатома» – руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, и здесь краеугольный вопрос, как государство будет финансировать ход работ. При этом госкорпорация, уточнил он, готова строить ледоколы также за счет оборотных и заемных средств.
Подробнее читайте в материале «Север вызывает» в № 17 журнала РЖД-Партнер.