Факторный анализ рисков безопасности дорожного движения (БДД) обсуждался в ходе дискуссии на площадке международной специализированной выставки «Дорога 2024», которая проходила в Екатеринбурге с 15 по 17 октября.
На федеральных трассах проводится планомерная работа по снижению уровня аварийности, отметил глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
По его словам, каждый год появляются элементы обустройства и технические средства организации дорожного движения. Например, только в этом году было построено более 300 км линий электроосвещения.
Согласно статистике МВД, число погибших в авариях снизилось с 35 тыс. человек в 2003 году до 14,5 тыс. в 2023-м. В то же время государством ставится цель дальнейшего сокращения смертности на дорогах. Относительно прошлогоднего уровня этот показатель должен снизится в 1,5 раза к 2030-му и вдвое – к 2036-му.
«Задача сложная, ответственная, но полностью соответствует достигнутым темпам снижения смертности в ДТП и реалистична при гармоничном сочетании развития всех элементов и принятых мер – нормативно-правовых, нормативно-технических, материальных и социальных аспектов», – заявил замначальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Олег Понарьин.
Как считает Р. Новиков, необходима серьезная методологическая работа и тесное взаимодействие между представителями Госавтоинспекции, Росавтодора, региональных министерств и дорожных ведомств для решения вопросов безопасности движения.
Основными концептуальным принципами работы по повышению БДД являются признание человека самым уязвимым звеном системы, приоритета безопасности над экономическими результатами и качественное проектное управление, полагает начальник отдела Научного центра БДД МВД Кирилл Баканов.
Современная безопасная среда включает в себя сразу несколько основополагающих и взаимовлияющих элементов – дорожная инфраструктура, система реагирования на ДТП, непосредственно участники дорожного движения, органы управления и транспортные средства, рассказал он. И каждое из этих звеньев необходимо вывести на качественно новый уровень. Например, участники движения должны быть своевременно проинформированы о возможных угрозах.
Борьба продолжается
Система безопасности в немалой степени предполагает обновление парка автомобилей, внедрение эффективных мер контроля за техническим состоянием техники. Так, сообщил президент союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев, в настоящее время примерно у 9 млн используемых в стране транспортных средств отсутствует подтверждение проведенного техосмотра. А ведь эта техника не только занимается перевозкой грузов, но и пассажиров.
«При этом неудивительно, что происходят резонансные аварии со смертельным исходом», – подчеркнул С. Зайцев.
Генеральный директор некоммерческого партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт» Николай Калинин предлагает для повышения безопасности на автодорогах отслеживать весь жизненный цикл транспортного средства – от производства, продажи, до его эксплуатации и утилизации.
«При этом безопасные автомобили, которые прошли контроль, будут продолжать эксплуатацию, а те, которые невозможно привести в соответствие с установленными требованиями, должны утилизироваться», – считает эксперт.
Сенатор Валерий Васильев подчеркнул, что сегодня в интернете встречаются объявления об оформлении диагностических карт без фактического проведения техосмотра машины.
«В таких условиях операторы техосмотра, которые имеют производственно-техническую базу и выполняют реальный осмотр автомобилей, не выдерживают конкуренцию с псевдооператорами. Многое было сделано для борьбы с подобными нарушениями, но этого оказалось недостаточно. Важно разработать дополнительные меры борьбы с такими случаями», – заявил сенатор.