Директор по развитию Free Lines Company Алексей Наджар, выступая на мероприятии, выделил две основные тенденции: часть компаний-грузоотправителей сегодня изъявляют потребность в стабильности прогнозирования, а вторая половина делает упор на снижение цены. Операторам приходится искать золотую середину, и это удается далеко не всем. В целом будущее посредников в логистике туманно. «В качестве тренда можно отметить устранение экспедитора из-за давления со стороны государства и растущей уберизации», – отметил А. Наджар.
Генеральный директор RUSTA Сергей Бураго также рассказал, как рынок идет к прозрачности. На это влияет как обсуждаемая всеми уберизация, так и приход крупных игроков, раньше действовавших в других сферах (например, «Яндекса» и «Сбербанка»). По мнению С. Бураго, в скором времени нас ждет исчезновение тех, кто будет менее гибок к надстройкам рынка.
По его словам, аналитикой в режиме реального времени уже не обойтись. Для лидерства компаниям необходимо удивлять. Управляющий партнер компании «Ново Би Ай» Евгений Непейвода подтвердил тезис о критичной скорости реакции компании на изменения. Он также отметил, что больший потенциал имеют компании, готовые к партнерству и коллаборациям внутри цепи поставок. По его мнению, системы совместного планирования и прогнозирования оптимизируют цепочки поставок. Руководитель направления SCM Центра бизнес-технологий Игорь Евдокимов поддержал данную позицию, подчеркнув, что работа от спроса ведет к сквозной интеграции.
Общемировая маркировка
Генеральный директор Original Group Равиль Гимадиев напомнил, что в России уже 3 года идут пилотные проекты по маркировке разных групп товаров. До 2024-го практически вся продукция будет промаркирована. Каждая конкретная единица товара должна быть введена в оборот, прослеживаться на протяжении всего пути доставки, а после производитель должен быть способен увидеть, что товар выбыл через розничную точку. По мнению Р. Гимадиева, внедрение маркировки послужит драйвером к обновлению операционных систем операторов для обмена информацией, поскольку потребуется роботизация глубокого уровня для каждой конкретной цепочки поставок. «Через 3–4 года мы будем жить в реальности, когда продукция из-за рубежа будет приходить с общемировой электронной маркировкой. У нас будет единое информационное пространство с полным прослеживанием перемещения товара через контрагентов», – подытожил эксперт.
Каждой компании придется столкнуться с непростым решением: продолжить передавать данные на коленке или развивать собственную нишу, использовать облачные технологии, искать другие высокотехнологичные и, несомненно, дорогие решения. Генеральный директор Generix Group Vostok Ватело Жислан также предположил, что рынок будет двигаться в сторону увеличения эффективности предоставления данных в режиме реального времени и расширения спектра предлагаемых услуг. В ближайшем будущем, по мнению эксперта, мы будем наблюдать стремление компаний обеспечить 4PL-сервис.
Выход из тени
Эксперты единодушно отметили большую роль цифровизации логистических процессов в трансформации всех этапов цепи поставок. И. Евдокимов поделился своим видением требований к используемым технологиям: «В современной логистике ставятся задачи, в которых искусственный интеллект должен оперативно реагировать на спрос и планировать всю цепочку поставки. Алгоритм должен учитывать все критерии оптимизации и ограничения компании, а также обладать всеми функциями, необходимыми, чтобы полностью рассчитать заказ».
С. Бураго назвал государство крупным игроком рынка, с которым уже нельзя не считаться. Правильные и продуманные реформы помогают постепенно обелять транспортный сектор. По разным оценкам, доля серого рынка сегодня доходит до 80–85%, но уже наметилась тенденция к выходу из тени. Поэтому логисты ждут и реализации проекта «Суперсервис-22», который обеспечит качественную работу с электронными накладными и путевыми листами. «Государство будет крупным игроком в электронном документообороте», – заверил С. Бураго.
Директор по развитию бизнеса CHEP Россия Лакизенко Дмитрий поднял проблему, которую нечасто упоминают на уровне топ-менеджеров: лишь небольшое количество игроков обращают внимание на качество того, на чем они перемещают свои продукты. «Разрыв между уже применяемыми технологиями оптимизации supply chain и качеством автопарка вызывает, мягко говоря, удивление», – поделился Д. Лакизенко. Истоки этой проблемы эксперты призывают искать в CAPEX – капитальных затратах. Оптимизация операционных расходов (OPEX) – это капитальные расходы для поставщика услуг, то есть кредит, замороженные деньги, вложения. Такое противоречие и создает дисбаланс технологий.
Представители сервисных компаний сошлись на том, что цифровизация, налоговая политика государства и коллаборативные процессы будут определять, какой станет логистика ближайшего будущего.