Сколько всего в России контейнеров – доподлинно не известно, данные о наличии емкостей у экспертов разнятся. В начале февраля в России эксплуатировались порядка 750–800 тыс. TEU. Сейчас, со слов Е. Тарасова, участникам рынка доступно 70 тыс. контейнеров. Ведь только уход Maersk лишил рынок около 33% всего контейнерного парка.
«Но рано или поздно они потребуют их обратно, и, скорее всего, уже к концу текущего года», – добавляет эксперт.
Совокупная мощность всех заводов в России по производству контейнеров перекрыть потребности рынка вряд ли сможет. Российские производители перекрывают запрос лишь на 10 тыс. контейнеров в год.
«Это даже близко не сопоставимо с Китаем, который производит десятки тысяч. Россия в вопросе выпуска контейнеров еще не скоро сможет догнать по скорости и стоимости китайские заводы», – говорит эксперт.
Но иностранные производители продают контейнеры за валюту. А российские производители контейнеров продают, конечно, за национальную валюту, но производить контейнеры в необходимых рынку объемах не могут, так как «бюджеты не позволяют выйти на требуемые рынком показатели», признается собеседник РЖД-Партнера. Поэтому производители ждут господдержки в виде субсидий. Переговоры с государством не вошли в острую фазу, так как, несмотря на заявления о нехватке контейнерного парка, никто пока не готов говорить об остром дефиците.
История ухода
Впервые ощутимый дефицит контейнерного парка возник в 2014 году, тогда курс национальной валюты изменился по отношению к доллару, вспоминает Е. Тарасов. Тогда импортеры из-за разницы валют поставки контейнеров в Россию приостановили. Но до тех пор, пока стоимость «ящиков» и грузоперевозок не пересчитали по новому курсу. Потом поставки восстановили. Со следующим глобальным транспортным кризисом из-за дефицита емкостей рынок столкнулся в начале 2021 года, тогда выросли и стоимость контейнера, и стоимость его перевозки – в среднем на 300%. А сегодня спрос на контейнеры сокращается, заявляет эксперт.
«Покупательная способность снижается. Впрочем, и российские производители снизили выпуск товаров, да и реже заказывают сырье и комплектующие», – говорит Е. Тарасов.
В апреле, впервые за последние 2 года, рынок контейнерных перевозок показал снижение объемов более чем на 26%, если сравнивать показатель с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты данную динамику связывают с сокращением импорта. При этом надежды на восстановление рынка есть, так как внутрироссийские перевозки остаются на уровне прошлого года. Однако договоры, по которым осуществляется доставка, заключены в прошлом году, а новых почти нет. И даже их исполнять все сложнее – растет стоимость логистики, увеличиваются и сроки доставки. Меняется также доля автомобильного и железнодорожного транспорта в грузоперевозках.
«Все контейнерные операторы говорят о том, что будет продолжаться работа над созданием поездных сервисов по поиску новых возможных направлений для грузоперевозок», – подчеркивает Е. Тарасов.
На мой взгляд, внутрироссийский рынок контейнерных перевозок будет постепенно наращивать обороты, добавляет он. Ведь товары на Дальний Восток доставляют только в контейнерах. Если фурами, то это может быть раза в три дороже.