По прогнозам Рослесинфорга, общий объем экспорта пиломатериалов и круглого леса в 2023 году достигнет 25 млн куб. м, что ниже итогов 2022-го более чем на 7%. Тем не менее вывоз глубоко обработанной древесины приблизится к прошлогоднему показателю и составит 21–22 млн куб. м, сообщил директор Рослесинфорга Павел Чащин.
В этом году российская лесопродукция направлялась по более чем 50 внешнеторговым направлениям, при этом по половине из них зафиксирован прирост поставок. Наибольшая динамика пришлась на Турцию – в 2,3 раза (до 280 тыс. куб. м), ОАЭ – на 64% (до 490 тыс.), Гонконг – на 43% (до 600 тыс.), Киргизию – на 40% (до 418 тыс)., Южную Корею – на 27% (до 314,4 тыс. куб. м).
«Помимо стран, в которых зафиксирован наибольший прирост и которые сейчас являются главными перспективными и надежными партнерами ЛПК России, можно выделить отдельные новые направления, прирост которых вырос в разы, но не достигает внушительных объемов. Например, Таиланд – в 2,2 раза, Малайзия – в 10 раз, Ливан – в 18 раз, Израиль – в 1,5 раза, Индия – в 2,4 раза, Монголия – в 3 раза», – рассказал П. Чащин.
Стратегическим партнером по-прежнему выступает Китай. Сюда направлено около 14 млн куб. м лесных грузов. При этом по пиломатериалам произошел прирост объемов на 3%, а необработанная древесина упала на четверть. Среднемесячный объем продаж в КНР в 2023 году составил 1,3 млн куб. м, причем свыше 80% продукции экспортировано из России по Восточному направлению.
Однако железнодорожные перевозки лесопродукции через Восточный полигон характеризуются отрицательной динамикой. По данным ИПЕМ, в ноябре отправки лесных грузов в экспортном сообщении через основные пункты пропуска на Дальнем Востоке снизились на 26,7% к аналогичному месяцу 2022 года и на 15,4% к октябрю 2023-го.
Часть экспорта в текущем сезоне удалось переключить через северо-западные порты благодаря мерам субсидирования логистических затрат. За июль – октябрь экспортные отправки через Северо-Запад, рухнувшие в 2022 году, выросли к соответствующему прошлогоднему уровню в 2,8 раза.
С изменением рынков сбыта в числе основных потребителей российских лесоматериалов закрепились страны СНГ. Так, на втором месте после Китая оказался Узбекистан. В эту страну поставлено больше 2 млн куб. м с приростом объемов к 2022 году примерно на 5%. Замыкает тройку Казахстан, который увеличил ввоз лесопродукции на 21%, до 1,1 млн куб. м.
Также в десятку основных экспортных направлений вошли Азербайджан, Таджикистан, Киргизия.
Субсидии для новых рынков
Несмотря на сложный в целом год, с сентября стала наблюдаться положительная динамика по ценам и объемам лесопромышленного производства. В наиболее выигрышном положении оказался сегмент древесных плит, адаптируются к новым условиям пиломатериалы, отмечают в Рослесинфорге.
В то же время сохраняется проблемная ситуация со сбытом фанеры. «Падение фанерного производства в России по предприятиям разнится, но это от 30% до 60%. Падение экспорта фанеры катастрофическое. Внутреннего рынка такого, к сожалению, нет», – свидетельствует гендиректор АО «Череповецкий ФМК» Илья Коротков.
Падение по фанере действительно серьезное, подтверждает директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза» Борис Френкель. Сейчас производства пытаются отыграть потери, и здесь нужна господдержка, прежде всего по логистике.
По словам менеджера, фанерная отрасль последние 20 лет развивалась как экспортоориентированная. В 2021 году общее производство фанеры в стране составило примерно 4,5 млн куб. м, из них 3 млн пошло на внешний рынок. Причем 4/5 экспорта было адресовано Европе и Америке.
«Соответственно, мы сейчас развиваем новые рынки. Это Китай, Индия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка. В связи с этим очень важны и полезны логистические субсидии, потому что они позволяют нам более-менее существовать на новых рынках», – говорит Б. Френкель.
В Индию доставлять пиломатериалы пока дорого, но есть то, с чем работать выгодно – это как раз фанера и газетная бумага, уточнили в Рослесинфорге. Перспективным является рынок Египта, но он сейчас испытывает некоторые трудности с платежеспособностью, соответственно, маржинальность поставок туда не высока.
«Поэтому в новых условиях многие производители стали рассматривать внутренний рынок в качестве одного из основных направлений сбыта, хотя экспорт и остается актуальным в целом для отрасли», – резюмируют в Рослесинфорге.