+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.07.2024 10:37:28
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Лесные грузы прекратили рост

Погрузка продукции ЛПК на сети за I полугодие осталась практически на прошлогоднем уровне. В то же время в Минпромторге сегодня оценивают в целом как положительное состояние лесопромышленной отрасли: увеличиваются поставки внутри страны и есть потенциал для освоения внешних рынков.
Лесные грузы прекратили рост
Плюсы и минусы

За 6 месяцев на сети погружено 13,9 млн т древесины и продукции ее переработки. I полугодие завершено с незначительным снижением к прошлогоднему уровню – на 0,1%. Однако не стоит забывать, что в 2022 и 2023 годах железнодорожный транспорт столкнулся с серьезным спадом лесных перевозок из-за падения экспорта.

В январе – июне 2024 года на главной лесопогрузочной дороге – Северной – погрузка выросла на 1,3%, отправлено 5,9 млн т лесных грузов. Сегодня на эту номенклатуру приходится 1/5 всех грузовых отправок со станций магистрали.

По другим железным дорогам динамика сложилась по-разному. В частности, на Дальневосточной произошло снижение погрузки на 3,7% к прошлогоднему результату (в январе – июне погружено 1,4 млн т лесных грузов), в то время как выросла на Восточно-Сибирской (+2%) и Свердловской (+4,9%). Там соответственно погружено 1,3 млн т и 1 млн т.
При этом лесные перевозки характеризуются высоким уровнем контейнеризации. За 6 месяцев отправлено 293 тыс. TEU с лесопродукцией, что на 2,3% больше, чем годом ранее. Контейнерные отправки с лесными грузами на Красноярской дороге составили 47,6 тыс. TEU (+2,2% к январю – июню 2023 года), Свердловской – 17,8 тыс. TEU (+29,5%), Восточно-Сибирской – 55,5 тыс. TEU (+3,4%), Октябрьской – 21,2 тыс. TEU (-3,3%).

Ситуация в отрасли неоднозначна, говорит зампред Совета Федерации Юрий Воробьев. С одной стороны, наблюдается увеличение объемов производства лесной продукции в секторе глубокой переработки по таким видам, как бумага, шпон, отдельные виды древесных плит. Вместе с тем фактически отсутствует положительная динамика в выпуске пиломатериалов, из-за проблем со сбытом усугубляется проблема накопления низкосортной древесины, лиственных балансов, отходов лесопиления.

Работа на оба фронта

В Минпромторге РФ в целом оценивают положительно состояние дел у лесопромышленников. За 5 месяцев 2024 года объем деревообработки вырос на 25%, производство бумаги – на 28%, мебели – на 30%.

«Внутренний спрос – это не просто замещение [экспортных объемов], это увеличение маржинальности самих продуктов переработки, потому что мы поставляем внутри все большее и большее количество конечных товаров», – пояснил замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров.

Более активно стали применяться деревянные конструкции в домостроении. В 2022 году в стране введено 57,2 млн кв. м индивидуальных жилых домов, в 2023-м – 58,7 млн кв. м, проинформировал замглавы Минстроя России Никита Стасишин. За 5 месяцев 2024-го уже построено 30,8 млн кв. м соответствующего жилья, что на 22% превышает прошлогодний результат.

Вместе с тем лесопромышленники не должны терять внешние рынки (экспортный объем продукции ЛПК из России упал в 2023 году на 30%), говорит О. Бочаров. «Понятно, что внутренний насытится в определенный момент. Чтобы развиваться, оставаться нашей лесной базе на современном, достойном уровне, безусловно, с конца 2024-го и в 2025 году будем заниматься экспортом принципиально по-другому. Сейчас крупные компании готовят подходы, инвестиционные портфели – заявки весьма серьезные», – заявил он.
В этой связи в центре внимания должны быть вопросы, связанные с логистикой, подчеркивает Игорь Мураев, зампред правительства Архангельской области (этот регион занимает четвертое место в России по объемам заготовки древесины и второе – по лесовосстановлению).

«Если раньше путь до рынков Европы составлял максимум 10 дней, то на сегодня, если везти железной дорогой в Китай, путь составляет 25 дней. Но с учетом фактической загруженности Восточного полигона этот срок увеличивается в 2 раза. И сейчас опять стали испытывать наши лесопромышленники проблемы с контейнерами, контейнерными поездами», – рассказал И. Мураев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions