Транспортная компания в четыре машины, предоставляющая услуги по автоперевозке груза, получила от системы «Платон» штрафов на сумму в 385 тыс. руб., об этом РЖД-Партнеру рассказывает Владимир Матягин, президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс».
«Для перевозчика – это огромная сумма. Он с трудом зарабатывает на своих, максимум, четырех, фурах. А их еще и заправить надо, и зарплату водителю выдать», – перечисляет В. Матягин.
Со его слов, штрафы, выставленные за последние 4 месяца 2023 года, необоснованные. То есть собственник большегрузов получил их не за реальное нарушение правил, а за сбой в системе «Платон». Она собирает плату с грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по платным автодорогам. Но из-за влияния на нее систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) система «Платон» сбоит, то есть выставляет штраф даже тем большегрузам, которые оплатили проезд по платной дороге.
«Тахографы работают за счет спутниковых систем Глонасс и GPS. От воздействия РЭБ тахографы, в лучшем случае, некорректно показывают информацию, и перевозчики получают необоснованные штрафы, в худшем случае сгорают и требуют замены. Замена тахографа перевозчику обходится до 50 тыс. руб. При воздействии РЭБ система контроля «Платон» отключается и фиксируется отключение прибора, что недопустимо, а перевозчики снова получают необоснованные штрафы», – сообщает ассоциация «Грузавтотранс» в Минтранс.
Ответ получен накануне. Со слов чиновников, подтвержденной информации о влиянии РЭБ на функционирование системы «Платон» на сегодняшний день нет. Генштаб и ФСБ «не подтвердили информацию о том, что развернутые Минобороны России средства РЭБ могут выводить тахографы и устройства СВП «Платон» из строя». В ведомстве предложили обжаловать незаслуженно полученные штрафы.
«На каждое постановление по делу об административном правонарушении подается отдельная жалоба», – явствует из ответа.
Штрафы
Оспаривать незаконность взимания штрафа «Платон» вряд ли кто будет, рассуждает юрист Сергей Богатов. Все просто: нет экономики. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. Если его оплатить сразу, то сумма уменьшается вдвое.
«Заплатить – проще и дешевле», – говорит юрист.
Однако оспаривать штрафы можно и даже нужно, если их общая сумма приближается к 500 тыс. руб. Но обязанность доказательства, что из строя вышло оборудование «Платона», лежит именно на автоперевозчиках. Они, со слов юристов, должны привлечь сторонних экспертов.
Автоперевозчики попытались доказать свою правду по-другому: опытным путем. Наталья Белова, коммерческий директор компании «Алексинтрансгруз» рассказывает, что несколько дней тесно отработали со специалистом от «Платона». Он отслеживал передвижение машин по GPS-связи и по навигации. Однако никаких проблем не выявил. А между тем «Алексинтрансгруз» в 33 большегруза ежемесячно штрафуют на 500 тыс. руб.
«Приборы мы пробовали сдавать в «Платон», возили на проверку, на экспертизу, после чего мы еще хуже себе этим сделали, потому что нам пришли акты о том, что мы приборы якобы неправильно эксплуатировали – у них какой-то химический ожог появлялся или какие-то внутри на плате какие-то изменения производились, хотя его никто, естественно, не вскрывал», – рассказывает она.
Компании теперь грозят новые штрафные санкции за пользование платными дорогами при выключенном или неисправном бортовом устройстве.