Каждый владелец грузов, который только завершил процедуру регистрации на бирже грузоперевозок, в первую очередь привлекает мошенников, рассуждает Михаил Белоусов, основатель ГК «Маршал» и «Академии логистики». Впрочем, на злодеев может наткнуться и сам автоперевозчик.
«При работе с новыми организациями злоумышленники намеренно ставят липовые печати, допускают ошибки в названиях фирмы и меняют цифры в ИНН», – перечисляет он.
Поэтому грузовладелец, прежде чем отдать груз автоперевозчику, должен проверить контрагента на благонадежность: изучить паспорт гендиректора и его участие в судебных процессах за последние год-два. Если автоперевозчик ищет на бирже водителей, которые повезут груз, то должны изучить ПТС, удостоверения водителей. А также проверить, что указанные в документах номера телефонов точно принадлежат тем людям, которые указаны в документах.
«Год назад мы попались на такую «уловку»: мошенники прислали на почту данные реально существующих водителей, но их номера телефонов подменили другими, теми, кто приехал. Мошенники загрузили две фуры черным металлом и продали его. Компания потеряла 4 млн руб.», – говорит М. Белоусов.
Службы безопасности и страховая
Спасти от мошенников может страховка. «Наша компания потеряла 4 млн руб., но благодаря страховке деньги вернулись», – говорит М. Белоусов. Впрочем, мошенники охотятся не только на груз и деньги участников рынка. Наибольший урон они наносят репутации. М. Белоусов рассказывает, как компания привлекла к перевозке грузов водителя, на первом этапе проверила его удостоверение – оно оказалось реальным. Компания решила, что водитель прошел проверку и ему можно доверять, поэтому отправила фуру на завод под погрузку кабельной продукции. А уже на выезде водителя проверила служба безопасности завода.
«VIN-номер и СТС фуры оказались поддельными. Мы чуть не потеряли груз на 10 млн руб. и точно испортили себе репутацию. Завод отказался продолжать с нами сотрудничество», – говорит М. Белоусов.
Правда, совместная деятельность возобновилась, но М. Белоусову пришлось потратить деньги на создание своей собственной службы безопасности. Участник рынка заявляет, что фейковые автомобильные данные – самый популярный способ обмана на рынке автоперевозок грузов: поддельные документы на транспортные средства позволяют мошенникам лишать участников рынка и груза, и денег, и репутации. Поэтому транспортным компаниям нужны не только служба безопасности, но и юристы.