Автобус-поезд разрабатывали в Японии почти два десятилетия – с 2002 года. В парке Asa Coast Railway Company сейчас три таких транспортных средства, окрашенных в голубой, зеленый и красный цвета. Инновационную технику планируют запустить по маршруту протяженностью 123 км, который соединяет культурный центр Ава Кайнан Бунка Мура в Токусиме (префектуре в восточной части японского острова Сикоку) с пристанью в Коти (сельской префектуре на том же острове).
Отмечается, что автобус, способный двигаться еще и по рельсам, имеет дизельный двигатель. Такой транспорт оборудован 18 местами для сидения, еще четыре пассажира могут ехать стоя.
Смена режима за 15 секунд
По автодорогам автобус-поезд движется на привычных всем колесах с шинами. Но как только он оказывается на железке, водитель нажатием кнопки опускает передний и задний комплекты стальных рельсовых колес.
Еще один занятный факт. Если передние автомобильные колеса во время движения по железной дороге находятся как бы в подвешенном состоянии, то задние остаются в контакте с рельсами, помогая создавать необходимую движущую силу. Причем на переключение между двумя режимами уходит всего 15 секунд.
Максимальная скорость, которую в рельсовом режиме способен развивать автобус-поезд, составляет 80 км/ч. Хотя на практике он движется чуть медленнее. И этого вполне достаточно, если учитывать то, что транспортное средство намерены использовать в основном для обслуживания прибывающих на японский остров туристов. По этой же причине автобусы-поезда не будут курсировать по железным дорогам с интенсивным движением. Безопасность, по мнению разработчиков и властей, превыше всего.
Экологичность и универсальность
Ко всему прочему, инновационное транспортное средство наверняка будет более экологичным в сравнении с классическими автобусами. Опять же с учетом того, что часть маршрута ему предстоит преодолевать по железной дороге.
Разработчики не забыли и о вероятных землетрясениях. Автобус-поезд с его комбинированной функцией вполне может быть использован при транспортировке людей из зоны бедствия, если вывоз либо по автотрассе, либо по железнодорожным путям окажется невозможным. А это еще один плюсик в графе «универсальность».
Впрочем, сама идея в целом не нова. Разница между японским автобусом-поездом и уже известными во всем мире разработками заключается лишь в некоторых деталях. По информации New Atlas, разработкой двухрежимных грузовых и пассажирских авто сейчас занимается еще несколько компаний. В их числе – немецкая Unimog, известная своими вездеходами.