Правда, доли экспорта и сырой нефти, и бензина по сравнению с объемами внутренних отправок на сети традиционно незначительные и особой погоды не сделали. Немного позитива прибавили внутренние перевозки дизтоплива, что неудивительно в связи с зимней активизацией проведения спецоперации на Украине.
А в остальном – вниз железнодорожные перевозки потянули мазут (-6%), керосин (-16%) и прочие светлые нефтепродукты (-17%), основную часть которых составляет, как правило, нафта. Достаточно неприятным выглядит провал в декабре по такой позиции, как минеральные масла и смазки. Конечно, их долю нельзя назвать существенной в суммарном объеме перевозок. И все же спад в их экспорте почти двукратный, да и внутренние перевозки сократились на 12%.
Топливо с дисконтом
В СМИ в декабре активно обсуждалась тема о том, что производители в последние месяцы перед вступлением в силу нового пакета санкций против российских энергоносителей спешили как можно больше отправить нефтегрузов на экспорт. Однако железнодорожная статистика указывает, что предположения агентства Bloomberg в данном случае не оправдались.
По сути, о заметных объемах поставок по РЖД имеет смысл говорить лишь в отношении вывоза бензина. Экспорт из РФ таких традиционных продуктов, как дизтопливо и нафта, например, в декабре сократился еще до начала действия запретов. Аналогично можно сказать и о мазуте, что, собственно, и увело железнодорожную погрузку нефти и продуктов ее переработки вниз.
Западные аналитики также поспешили с предположениями о том, что в данном случае РФ продает свою продукцию с дисконтом. Таким образом, был сделан вывод, что российские нефтяники цепляются за европейский рынок. Потому и согласны продавать дешевле.
Прайсы на нефть
Однако есть и другая точка зрения. Прайсы на российскую нефть следует сравнивать с эталонной стоимостью с поправкой на поставки по контрактам FOB. По ним работают в Приморске. Между тем Brent отгружают, как правило, по контрактам CIF. Это предполагает, что продавец берет на себя затраты на страхование груза и фрахт танкеров, а право собственности на нефть переходит к покупателю уже в порту ее отгрузки.
Иными словами, контракт FOB фиксирует в сделке с продавцом не все затраты. Кроме того, в него могут быть включены дополнительные расходы, которые берет на себя организатор перевозки, если груз следует через третьи страны. Итоговая цена оказывается гораздо выше. Например, при продаже в Индию цена Urals по CIF в начале января 2023 года составляла около $52,5 за баррель, отметил аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
Вместе с тем российские специалисты считают, что предложение российской нефти и продуктов ее переработки на мировом рынке в 2023 году уменьшится как под влиянием трансформации логистики, так и из-за сокращения добычи сырья.
«Мы ожидаем, что после вступления в силу европейских санкций экспорт нефтепродуктов из России в начале 2023 года может упасть на 30% в годовом исчислении, при этом главные сложности возможны с экспортом российского дизтоплива и нафты», – предположил главный директор по энергетическому направлению, руководитель энергетического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. По его словам, глубина падения поставок будет зависеть от способности РФ расширить возможности по транспортировке российских углеводородов в восточном направлении, включая как строительство новых трубопроводов, так и расширение провозных мощностей РЖД и портовой инфраструктуры.
Участники рынка полагают, что России организовать морской экспорт трубопроводной нефти будет проще, чем внести поправки в мультимодальные цепочки поставок нефтепродуктов. Между тем доля мазута, дизтоплива и нафты в структуре перевозок на РЖД – 65,5%. И от этого объема на экспорт идет около 3/4 от всех железнодорожных отправок мазута и нафты, трети – дизтоплива.
Риски снижения погрузки указанных номенклатур в 2023 году вырисовываются весомыми, из-за чего ожидаемое снижение суммарной погрузки нефти и нефтепродуктов может превысить и 10% по сравнению с 2022-м, полагают участники логистического рынка. Однако банковские аналитики смотрят на перспективы для российских экспортеров достаточно оптимистично.
Александр Солнцев
Тему, поднятую в публикации, намечено подробно осветить в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», который проводит РЖД-Партнер 2 марта 2023 года.
Полные версии материалов, а также другие интересные публикации читайте в новом номере журнала РЖД-Партнер – № 1–2 (485–486)!
Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!