+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.02.2020 16:48:47
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Неисправный трап SSJ-100: насколько опасен и кого винить?

История с видео, на которых у самолета «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 во время испытаний только один трап оказался рабочим, получила продолжение.
Напомним, что Sukhoi Superjet 100 является ближнемагистральным узкофюзеляжным пассажирским самолетом российского производства. Критика его эксплуатации периодически появляется в СМИ по разным причинам: аварии и инциденты, нехватка запчастей, высокая продолжительность и стоимость ремонта, репутационные риски и т. д.

14 февраля бывший инженер-конструктор в компании «ОКБ имени П. О. Сухого» Вадим Лукашевич опубликовал видео о том, что 4 и 7 февраля на SSJ-100-958 авиакомпании «Аэрофлот» по инициативе разработчика (АО «Гражданские самолеты Сухого») в реальных условиях прошли контрольные проверки выпуска аварийных надувных трапов, предназначенных для экстренной эвакуации пассажиров.

По его словам, два трапа вышли в перевернутом виде, один вообще порвался, вышел только один. «Согласно действующим авиационным правилам (Нормам летной годности самолетов транспортной категории), для самолетов с количеством пассажирских мест более 44 должно быть показано, что максимальное количество людей, на которое запрашивается сертификат, в том числе столько членов экипажа, сколько требуется правилами эксплуатации, может быть эвакуировано из самолета на землю в пределах 90 сек. при имитации аварийных условий. Проще говоря, не более чем за 90 сек. должны быть эвакуированы все находящиеся на борту самолета, что невозможно при неисправных аварийных трапах», – комментирует видео В. Лукашевич.

Анализируя произошедшее, он делает выводы о том, что контрольные проверки путем реальной демонстрации показали, что Sukhoi Superjet не соответствует нормам летной годности и выданному сертификату в части обеспечения эвакуации людей, находящихся на его борту, и его дальнейшая эксплуатация невозможна.

«Это критически важный дефект самолета, не обеспечивающий требуемый уровень безопасности в аварийных ситуациях. Все инструкции в спинках пассажирских кресел бесполезны. В данном случае, случись что с этим бортом RA-89028, погибли бы почти все», – высказывается он.

По мнению В. Лукашевича, необходимо отозвать сертификат самолета (приостановить его действие) до исправления дефектов аварийных надувных трапов на всех самолетах данного типа и, учитывая общественный резонанс авиакатастрофы 5 мая 2019 года в Шереметьево, когда погиб 41 человек, сделать все нужно гласно. Напомним, что 5 мая прошлого года самолет SSJ-100 «Аэрофлота», летевший из Москвы в Мурманск, совершил аварийную посадку в Шереметьево. Он трижды ударился о полосу и загорелся, погиб 41 человек и еще 10 пострадали. Всего на борту находились 78 человек, включая пятерых членов экипажа.

На следующий день, 15 февраля, представитель компании АО «Гражданские самолеты Сухого» заявил, что информация о проваленных испытаниях – это дискредитация продукции российского авиастроения, и компания намерена обратиться в правоохранительные органы и прокуратуру с требованием определить источник видео.

Сегодня, 17 февраля, В. Лукашевич опубликовал новый пост на своей странице, в котором со ссылкой на специализированные авиафорумы сообщает о том, что 31 декабря 2019 года поступил целевой запрос на контрольную проверку раскрытия аварийного трапа согласно всем техническим условиям с обязательным видеодокументированием снаружи самолета. Место действия – московский аэропорт Шереметьево.

«И немаловажно, что после выпуска трапа было необходимо произвести фотографирование планки аварийного трапа внутри салона, в нескольких точках удерживающей трап. Это неспроста: если планка плохо держит трап, то в ходе выпуска он перекрутится и его целевое использование станет невозможным. Иначе говоря, выдавший этот запрос прекрасно знал о проблеме с перекручиванием трапов при выпуске. Теперь мы знаем, что в ходе затребованного выпуска трапа дверь открылась, трап выпустился и надулся, но не занял рабочее положение», – пишет инженер-конструктор.

Прикрепляя скриншоты сообщений, В. Лукашевич добавляет, что с 4 по 9 февраля такие проверки проводились «Аэрофлотом» на трех самолетах.

По мнению исполнительного директора Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерия Постникова, сама ситуация с неработающим трапом, конечно, опасна и требует реакционных мер. «Для этого и делаются проверки – для выявления каких-то недостатков: либо конструктивных, либо технологических, либо производственных. Самолет сертифицирован, и за его соответствие нормам летной годности определенные люди несут ответственность. Если при какой-то проверке выясняется, что-то новое, это повод для того, чтобы разобраться и потом уже принять меры по исправлению этой ситуации»,  –говорит он.

Но, как подчеркивает В. Постников, запрещать его эксплуатацию не стоит.

«Sukhoi Superjet – может быть, не самый удачный самолет и изготовлен не с самым удачным подходом. Но большинство авиационных специалистов признают, что самолет сам по себе неплох: аэродинамические характеристики и экономические – с точки зрения полетов – неплохие. А вот с точки зрения развития послепродажного обслуживания экономические характеристики плохие. Но мы всегда этим отличались: мы умеем выпускать продукцию, а поддерживать ее на уровне, чтобы пользователь не знал, скажем, проблем с доставкой запчастей, это все упущено. Но, повторюсь, это не повод лишить самолет сертификата», – комментирует эксперт.

Добавим, что сегодня АО «Гражданские самолеты Сухого» также сообщило о том, что самолет SSJ-New, который предполагает модификацию самолета Sukhoi Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем, может получить российскую систему охлаждения воздуха. «ГСС начали испытания новой установки охлаждения воздуха отечественного производства, которая входит в систему кондиционирования и является ее основным агрегатом. В настоящий момент идут наземные и летные испытания в составе опытных самолетов SSJ-100», –сообщили в компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions