14 февраля бывший инженер-конструктор в компании «ОКБ имени П. О. Сухого» Вадим Лукашевич опубликовал видео о том, что 4 и 7 февраля на SSJ-100-958 авиакомпании «Аэрофлот» по инициативе разработчика (АО «Гражданские самолеты Сухого») в реальных условиях прошли контрольные проверки выпуска аварийных надувных трапов, предназначенных для экстренной эвакуации пассажиров.
По его словам, два трапа вышли в перевернутом виде, один вообще порвался, вышел только один. «Согласно действующим авиационным правилам (Нормам летной годности самолетов транспортной категории), для самолетов с количеством пассажирских мест более 44 должно быть показано, что максимальное количество людей, на которое запрашивается сертификат, в том числе столько членов экипажа, сколько требуется правилами эксплуатации, может быть эвакуировано из самолета на землю в пределах 90 сек. при имитации аварийных условий. Проще говоря, не более чем за 90 сек. должны быть эвакуированы все находящиеся на борту самолета, что невозможно при неисправных аварийных трапах», – комментирует видео В. Лукашевич.
Анализируя произошедшее, он делает выводы о том, что контрольные проверки путем реальной демонстрации показали, что Sukhoi Superjet не соответствует нормам летной годности и выданному сертификату в части обеспечения эвакуации людей, находящихся на его борту, и его дальнейшая эксплуатация невозможна.
«Это критически важный дефект самолета, не обеспечивающий требуемый уровень безопасности в аварийных ситуациях. Все инструкции в спинках пассажирских кресел бесполезны. В данном случае, случись что с этим бортом RA-89028, погибли бы почти все», – высказывается он.
По мнению В. Лукашевича, необходимо отозвать сертификат самолета (приостановить его действие) до исправления дефектов аварийных надувных трапов на всех самолетах данного типа и, учитывая общественный резонанс авиакатастрофы 5 мая 2019 года в Шереметьево, когда погиб 41 человек, сделать все нужно гласно. Напомним, что 5 мая прошлого года самолет SSJ-100 «Аэрофлота», летевший из Москвы в Мурманск, совершил аварийную посадку в Шереметьево. Он трижды ударился о полосу и загорелся, погиб 41 человек и еще 10 пострадали. Всего на борту находились 78 человек, включая пятерых членов экипажа.
На следующий день, 15 февраля, представитель компании АО «Гражданские самолеты Сухого» заявил, что информация о проваленных испытаниях – это дискредитация продукции российского авиастроения, и компания намерена обратиться в правоохранительные органы и прокуратуру с требованием определить источник видео.
Сегодня, 17 февраля, В. Лукашевич опубликовал новый пост на своей странице, в котором со ссылкой на специализированные авиафорумы сообщает о том, что 31 декабря 2019 года поступил целевой запрос на контрольную проверку раскрытия аварийного трапа согласно всем техническим условиям с обязательным видеодокументированием снаружи самолета. Место действия – московский аэропорт Шереметьево.
«И немаловажно, что после выпуска трапа было необходимо произвести фотографирование планки аварийного трапа внутри салона, в нескольких точках удерживающей трап. Это неспроста: если планка плохо держит трап, то в ходе выпуска он перекрутится и его целевое использование станет невозможным. Иначе говоря, выдавший этот запрос прекрасно знал о проблеме с перекручиванием трапов при выпуске. Теперь мы знаем, что в ходе затребованного выпуска трапа дверь открылась, трап выпустился и надулся, но не занял рабочее положение», – пишет инженер-конструктор.
Прикрепляя скриншоты сообщений, В. Лукашевич добавляет, что с 4 по 9 февраля такие проверки проводились «Аэрофлотом» на трех самолетах.
По мнению исполнительного директора Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерия Постникова, сама ситуация с неработающим трапом, конечно, опасна и требует реакционных мер. «Для этого и делаются проверки – для выявления каких-то недостатков: либо конструктивных, либо технологических, либо производственных. Самолет сертифицирован, и за его соответствие нормам летной годности определенные люди несут ответственность. Если при какой-то проверке выясняется, что-то новое, это повод для того, чтобы разобраться и потом уже принять меры по исправлению этой ситуации», –говорит он.
Но, как подчеркивает В. Постников, запрещать его эксплуатацию не стоит.
«Sukhoi Superjet – может быть, не самый удачный самолет и изготовлен не с самым удачным подходом. Но большинство авиационных специалистов признают, что самолет сам по себе неплох: аэродинамические характеристики и экономические – с точки зрения полетов – неплохие. А вот с точки зрения развития послепродажного обслуживания экономические характеристики плохие. Но мы всегда этим отличались: мы умеем выпускать продукцию, а поддерживать ее на уровне, чтобы пользователь не знал, скажем, проблем с доставкой запчастей, это все упущено. Но, повторюсь, это не повод лишить самолет сертификата», – комментирует эксперт.
Добавим, что сегодня АО «Гражданские самолеты Сухого» также сообщило о том, что самолет SSJ-New, который предполагает модификацию самолета Sukhoi Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем, может получить российскую систему охлаждения воздуха. «ГСС начали испытания новой установки охлаждения воздуха отечественного производства, которая входит в систему кондиционирования и является ее основным агрегатом. В настоящий момент идут наземные и летные испытания в составе опытных самолетов SSJ-100», –сообщили в компании.