Импортный танк-контейнер, бывший в употреблении, от отечественного почти не отличается: и тот и другой на сеть выпускают на одинаковых условиях: подвижной состав для жидких и газообразных грузов проходит освидетельствование через пять лет, а затем каждые 2,5 года. А вот с новыми общих правил нет. Отечественный танк-контейнер, в отличие от импортного, должен пройти сертификацию в соответствии с ТР ТС 032/2013, а импортный – сертификацию не проходит. Впрочем, у импортного нет и требования к назначенному или расчетному сроку службы, а у отечественного – есть. Обязателен к указанию в паспорте сосуда по ТР ТС 032/2013. Впрочем, и у импортного, и у отечественного при периодическом освидетельствовании проводят все виды испытаний и толщинометрию. И только по результатам принимается решение о дальнейшем допуске к перевозке.
Со слов Евгения Семенова, исполнительного директора Союза «Объединение вагоностроителей», климатическое решение у отечественного танк-контейнера предусматривает эксплуатацию при минус 60 градусов, иностранного производства готов гарантировать перевозку только при минус 40.
Удивительно, но для всех танк-контейнеров, импортируемых из-за рубежа, нет общего кода ТН ВЭД. А это значит, нет четкой таможенной статистики по контейнерам с разбивкой по типам.
«Если говорить конкретно про танк-контейнеры, то в результате того, что действует общий код ТН ВЭД на все контейнеры, при прохождении таможни сертификат соответствия ТР ТС 032/2013 в отношении танк-контейнеров даже не проверяется, что, на наш взгляд, напрямую влияет на уровень безопасности железнодорожного движения» – говорит Евгений Семенов.
Вагоностроители просят единообразия
Если танк-контейнеры получат уникальный код ТН ВЭД и их включат в документы Коллегии ЕЭК от 22.01.2019 г. № 12 (в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 032/2013), то иностранным производителям танк-контейнеров придется так же, как и российским производителям, сертифицировать товар на соответствие требованиям ТР ТС 032/2013, а это значит, что рынок получит равные условия конкуренции.
«По данному направлению Союзом ОВС подготовлено письмо в адрес Минпромторга России с нашими предложениями по разделению общего кода на контейнеры на уникальные коды с учетом специализации контейнеров», – говорит Евгений Семенов.
Однако в Россию почти в 75% танк-контейнеров приходят как тара с грузом. То есть с него таможенная пошлина не взимается, а необходимость возврата отсутствует.
«В результате отечественный рынок наполняется импортной продукцией. А поскольку требования в отношении последних занижены, это позволяет иностранной продукции выгодно выигрывать в стоимости реализуемого товара», – резюмирует Евгений Семенов.