Как правило, современный грузовой терминал работает в круглосуточном режиме, склад имеет право обрабатывать грузы, требующие ветеринарного и фитосанитарного контроля; на нем имеется оборудование для определения веса груза и почты, видеокамеры, обеспечивающие круглосуточное видеонаблюдение, в том числе за сохранностью груза и почты на складе. Также есть холодильное оборудование, помещение для животных, помещение для товаров, которые могут причинить вред другим товарам.
Условно весь технологический процесс можно разделить на три части: первая – прием и отгрузка груза, второй – грузопереработка на самом терминале и третий – перевозка груза между терминалами отправления и назначения.
В системе карго-терминалов страны можно выделить следующие характерные тенденции. Во-первых, самый большой объем транзитных перевозок осуществляется по схемам Европа – Россия, Россия – Россия, Россия – Азия и обратно. Во-вторых, в настоящее время карго-терминалы в нашей стране существуют только при крупных аэропортах. Автономных грузовых авиационных терминалов, которые бы использовались только для перевалки грузов, в отличие от Европы, нет.
В-третьих, почти 75% перевозимых грузов приходится на Московский авиационный узел (МАУ). За 11 месяцев этого года объем грузов, обслуживаемых в аэропорту Шереметьево, вырос на 5,1%. В Домодедово и Внуково, наоборот, сократился на 13,4 и 15,8% соответственно. Ситуация с объемом почты несколько отличается. В последнее время в целом с развитием интернет-торговли наметилась тенденция в увеличении перевозки почты. Но если в Шереметьево и Внуково объем почты вырос на 37,2 и 13,2% соответственно, в Домодедово он снизился на 9,2%.
В аэропорту Шереметьево 2 года назад была введена в эксплуатацию первая очередь нового грузового терминала «Москва Карго» пропускной способностью 380 тыс. т в год. Сейчас завершается подготовка проектной документации по строительству 2-й очереди терминала, запуск которой запланирован на 2021 год.
Одним из крупнейших и наиболее высокотехнологичных авиагрузовых комплексов России является и грузовой терминал московского аэропорта Домодедово. Грузовые перевозки здесь осуществляет терминал Domodedovo Cargo. Общая площадь складских помещений, используемых аэропортом, – 17,3 тыс. кв. м. В сутки терминал может обработать 600 т грузов.
Во Внуково с 2009 года функционирует «Внуково-Карго» – высокотехнологичный офисно-складской комплекс со встроенным двухуровневым грузовым терминалом. Он предоставляет услуги по наземному обслуживанию грузовых и почтовых отправлений. Совсем недавно начали выполняться регулярные грузовые рейсы по маршруту Внуково – Калининград – Внуково.
В Северо-Западном регионе единственным грузовым авиационным терминальным комплексом является АО «Грузовой терминал Пулково». Он осуществляет наземную обработку почты и грузов, перевозимых на регулярных и чартерных рейсах иностранными и российскими авиакомпаниями, а также оказывает агентские услуги по бронированию и продажам грузовых авиаперевозок, таможенному оформлению авиаперевозок, предлагает широкий спектр складских (терминальных) услуг и осуществляет специализированные процессы.
Терминал обладает необходимым оборудованием для погрузки и разгрузки груза, его транспортировки и взвешивания (в том числе перегружатели грузоподъемностью до 30 т). Также на территории склада АО «Грузовой терминал Пулково» имеются специальные помещения для хранения как скоропортящихся, так и ценных и опасных грузов.
Централизация силы
Абсолютным лидером среди российских аэропортов не только с точки зрения грузооборота, но и с точки зрения уровня развития карго-инфраструктуры на сегодняшний день является аэропорт Шереметьево. По итогам прошлого года доля аэропорта составила на рынке 68%.
В прошлом году Шереметьево обработал около 340 тыс. т грузов и около 40 тыс. т почты, что составило 29,4% от общего объема грузовых и почтовых авиаперевозок РФ и 61,3% от суммарного оборота аэропортов МАУ.
За счет чего достигается такой рост? Общий грузооборот терминала с учетом введения второй очереди должен составить до 1 млн т в год, он крупнейший на территории России, СНГ и стран Восточной Европы. На этом терминале обрабатываются опасные грузы, тяжелые и крупногабаритные, ценные грузы, животные. Ежедневно комплекс обслуживает 10–15 грузовых рейсов.
Как сообщают представители Шереметьево, строительство 2-й очереди терминала направлено в первую очередь на обслуживание грузовых воздушных судов и активное привлечение международного трансферного потока. «Ввод в эксплуатацию 2-й очереди позволит увеличить общую пропускную способность карго-комплекса до 740 тыс. т в год, а также предложить авиакомпаниям целый ряд востребованных опций, расширенные возможности по передержке трансферных грузов, специально выделенные мощности для обработки экспресс-отправлений, выполнение специальных требований заказчика и пр.», – комментирует представитель аэропорта.
Рассуждая о том, насколько введение в эксплуатацию нового терминала способствовало развитию товарооборота между странами Европы и Азии, в компании напоминают, что во-первых, Шереметьево, будучи базовым аэропортом национального перевозчика РФ ПАО «Аэрофлот», а также аэропортом, обслуживающим восемь ведущих китайских авиакомпаний, выступает основным связующим звеном между Россией и Китаем и главным воздушным портом для грузов и почты из Китая, в первую очередь для онлайн-покупок в зарубежных интернет-магазинах, львиная доля которых совершается на китайских электронных площадках.
Объем почты, доставляемой в Шереметьево международными авиарейсами, с 2016 года увеличился в 1,5 раза, при этом около 80% составляют почтовые отправления из Китая. Также в последние годы вследствие активного развития трансграничной торговли наблюдается стабильный рост спроса на услуги экспресс-перевозчиков. Обеспечение этого роста стало возможно в том числе благодаря специальным инфраструктурным решениям для экспресс-перевозчиков: выделенные на территории терминала «Москва Карго» площади для сортировки и складирования, оборудованные рабочие места для персонала компаний-партнеров, особые условия по хранению и возврату экспресс-отправлений за границу. В результате на сегодня 23,7% от общего объема импорта международных воздушных линий, обрабатываемого ООО «Москва Карго», составляют грузы e-commerce, и их доля постоянно растет.
Во-вторых, в целом на рейсах перевозчиков, выполняющих хабовые операции в Шереметьево, до 80% грузов из Китая составляет транзит, следующий на Европу. И речь здесь в первую очередь идет об авиакомпании «Аэрофлот» и крупнейшем грузовой авиакомпании России AirBridgeCargo. Оба перевозчика являются ключевыми клиентами ООО «Москва Карго» и, естественно, программа текущего и долгосрочного развития предприятия разрабатывается с учетом их потребностей.
Благодаря наличию холодильных камер терминала «Москва Карго» и возможности хранения в средствах пакетирования наблюдается заметный рост объемов температурно-чувствительных фармацевтических грузов, в том числе следующих транзитом из Европы в Китай.
Свою роль на росте объемов, конечно, оказывает и цифровизация.
Минпромторг России рассматривает этот грузовой терминал как серьезный практический инструмент по налаживанию торгово-экономических связей РФ.
Вместе с тем в прошлом году возникли жалобы авиаперевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей на характер взаимоотношений с компанией ООО «Москва Карго». В конце прошлого года ФАС заподозрила авиакомпанию «Аэрофлот» и грузового оператора аэропорта Шереметьево в заключении антиконкурентного соглашения и сообщила о возбуждении антимонопольного дела. По данным ведомства, ряд компаний пожаловались на отсутствие выбора какого-либо терминала хранения, кроме «Москва Карго».