Ситуация с карго-терминалами за Уралом и в Сибири похожа на ситуацию с МАУ: развитие идет, но в пределах уже существующих точек. Международные аэропорты этих регионов в большинстве своем или недавно завершили обновление карго-инфраструктуры, или представляют ближайшие планы по расширению и обновлению. При этом интересно, что в развитии активно принимает участие «Почта России», заявляя о важности роста потока грузов на направлении Запад – Восток и наоборот.
Например, в начале июля этого года появилась информация о том, что крупнейшая компания западной Турции Kozuva Group построит в международном аэропорту Казани грузовой терминал. Соглашение о строительстве компания подписала с Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан в рамках форума «Иннопром-2019».
«Татарстан развивает рынок авиаперевозок и стремится стать транспортно-логистическим центром России. Строительство карго-терминала в Казанском аэропорту, которое мы планируем реализовать в рамках подписанного соглашения, позволит увеличить объем торговли», – отмечала глава агентства Талия Минуллина. По итогам прошлого года товарооборот Татарстана и Турции вырос на 3,3% и составил $314 млн.
Нынешней осенью в АИР отмечали, что вовлеченность турецкого инвестора и возможности строительства карго-терминала вдохновили руководство аэропорта на проработку концептуального развития сразу двух аэропортов, в том числе Бегишево (расположен в Татарстане, обслуживает Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу, Заинск и т. д.). Но детали соглашения чиновники пока не раскрывать не стали.
Пока же в аэропорту Казань в круглосуточном режиме работает почтово-грузовой терминал. Он выполняет весь комплекс услуг по приемке, обработке грузов, в том числе опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов (по запросу) и т. п.
Ранее «Почта России» открыла на территории казанского аэропорта логистический центр и запустила еженедельные грузовые авиарейсы из китайского города Ханчжоу в Казань.
Еще восточнее – за Уралом – крупнейшим транзитным узлом азиатской части России на пересечении важнейших авиамаршрутов, соединяющих Европу с Китаем и странами Юго-Восточной Азии, пассажирским, грузовым и почтовым хабом является международный аэропорт Новосибирска Толмачево.
Здание грузового терминала в аэропорту ввели в эксплуатацию в декабре 2007 года. Он также может принять практически любые грузы. Годовой объем грузовых перевозок – 50 тыс. т в год. На интермодальном грузовом терминале аэропорта обрабатываются все виды грузов, включая опасные.
Новосибирск – один из основных центров входящей интернет-торговли в стране.
В 2013 году в аэропорту Толмачево открыто место международного почтового обмена (ММПО) с круглосуточным приемом, таможенным оформлением и сортировкой почты, поступающей из-за рубежа воздушным и наземным транспортом. С марта 2017-го в Новосибирске начали регулярно совершать посадку и разгрузку собственные самолеты «Почты России» из Китая, что существенно увеличило обрабатываемые в Новосибирском аэропорту почтовые объемы.
Сегодня наблюдается рост объемов международных отправлений. Так, если за 9 месяцев 2018-го через ММПО Толмачево прошло около 23 млн отправлений, по итогам 9 месяцев этого года было обработано уже почти 41 млн международных отправлений, что составляет более чем двукратный рост зарубежного трафика.
«Обычно увеличение количества международных отправлений начинается в октябре. Продолжает нарастать в ноябре, когда интернет-магазины проводят распродажи, а россияне заблаговременно заказывают подарки к новогодним праздникам. Пик приходится на декабрь, постепенно уменьшаясь к апрелю. Но в этом году мы наблюдаем смещение сезона: активность е-commerce привела к тому, что нагрузка увеличилась уже в летний период. Для примера, с июня по октябрь прошлого года, мы обработали примерно 4, 5 млн международных отправлений. А за такой же период нынешнего года мы обработали более 18, 5 млн отправлений! Чтобы справиться с растущим объемом, мы уже временно усилили бригады сортировщиков сотрудниками других подразделений», – комментирует представитель аэропорта.
Развитие электронной коммерции, рост трафика международных почтовых отправлений диктует новые условия, поэтому в Новосибирске строится логистический почтовый центр (ЛПЦ). Он станет ключевым объектом в СФО по обработке всех потоков почты из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Японии. Новый ЛПЦ площадью более 45 тыс. кв. м будет оснащен самым современным почтообрабатывающим оборудованием: автоматизированные сортировочные линии смогут обработать до 1 млн отправлений в сутки. Новый логистический хаб будет отличаться высокой степенью автоматизации процессов и возможностью производить как импортно-экспортные операции по отправке посылок, так и отправку товаров по заказам клиентов через российские онлайн-магазины со специально выделенных складских зон.
Таким образом, в Новосибирске появится центр фулфилмента. Согласно условиям контракта, объект будет введен в эксплуатацию не позднее 30 июня 2020 года.
В силу географического положения большое количество транзитного груза принимает также и аэропорт Красноярска. Грузовым оператором воздушной гавани является ООО «Сибирь Карго Сервис». Грузовой терминал аэропорта Красноярск был введен в эксплуатацию в 2009 году. Производительностью грузового комплекса – 150 т груза в сутки, он также оборудован современным технологическим оборудованием. Летом в комплексе открылся склад временного хранения для обработки и хранения грузов, приобретенных в интернет-магазинах.
Добавим, что на 2020–2027 гг. запланировано создание международного транспортного хаба и производственно-логистического центра для обслуживания грузопотока из основных международных хабов и формирования условий для организации новых производств. Предварительная оценка инвестиций составляет 65 млрд руб.
Реализация проекта, в частности, предусматривает строительство грузопассажирской железнодорожной ветки к аэропорту Красноярск; реконструкцию перрона в аэропорту; реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы и т. д. Главные цели проекта – интеграция региона в мировую сеть грузоперевозок, перераспределение грузопотоков из основных международных хабов; развитие инвестиционной привлекательности Красноярского края, увеличение грузопотока аэропорта; создание новых высокотехнологичных промышленных предприятий с отгрузкой продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт.
Что касается аэропортов в других регионах страны, в апреле текущего года появилась информация о том, что правительство Башкирии намерено в этом году возобновить работу над проектом строительства грузового терминала в международном аэропорту Уфы им. Мустая Карима (аэропорт принадлежит республике). Кроме того, в конце весны в рамках реализации регионального проекта в аэропорту завершился первый этап строительства авиационного грузового комплекса, а именно открытие универсального производственно-складского здания ремонтно-механических мастерских.
По словам Николая Данилко, директора компании «Транстерминал-Аэро», отвечающей за наземное обслуживание почты и груза в международном аэропорту Уфа, после модернизации почти втрое увеличились площади хранения, технологических помещений, обработки грузов и почты. Рост годового объема грузовых перевозок в текущем году, по предварительным расчетам, составит 20%.
Второй этап строительства авиационного грузового комплекса предусматривает возведение и оборудование терминала приема/выдачи грузов с контрольно-пропускным пунктом и пунктом досмотра, открытых площадок для обработки и хранения крупногабаритных грузов, пополнение парка специальной аэродромной техники.
Стоит отметить, что аэропорт Уфы занимает первое место среди аэропортов Приволжского федерального округа по объемам обработанного груза и почты.
Восточный полет
В главном аэропорту Приморья – международном аэропорту Кневичи (Владивосток) – два грузовых терминала. Их операторы – ООО «Карго-Владивосток» и ООО «Аэро-Груз». ООО «Карго-Владивосток» предлагает отправить грузы на рейсах авиакомпаний: «Аэрофлоот», «Россия», Korean Air, «ИрАэро», «Якутия» и др. В текущем году одним из приоритетных направлений работы стало развитие китайского рынка авиаперевозок.
Основными направлениями производственной деятельности грузового комплекса ООО «Аэро-Груз» являются авиационный хендлинг и комплексное терминальное обслуживание грузовых перевозок в аэропорту; наземное коммерческое обслуживание воздушных судов (погрузка/разгрузка регулярных и чартерных рейсов); продажа и обеспечение авиационных перевозок грузов и почты по внутренним и международным воздушным линиям; организация грузовых перевозок автомобильным транспортом, в том числе доставка грузов от двери до двери.
Уникальное географическое положение имеет и аэропорт Южно-Сахалинска.
В июле руководитель главного областного аэропорта Никита Полонский на форуме NETWORK в Красноярске отмечал, что один из главных векторов, который намечен вместе с правительством Сахалинской области, – создание на базе островного авиаузла удобного международного грузового хаба для технических посадок лайнеров трансконтинентальных перевозчиков, летящих из Юго-Восточной Азии в США.
«Сейчас аэропорт Южно-Сахалинск обслуживает 17 воздушных линий, у нас заключены договоры с девятью оперирующими компаниями. В ближайшей перспективе планируется формирование еще нескольких новых маршрутов. Помимо существующего трафика, вероятно, будут открыты перелеты в Магадан, Иркутск и Красноярск. Перспективными также являются маршруты на Санкт-Петербург и в курортные города Черноморского побережья Кавказа», – подчеркивал он.
Н. Полонский сообщил, что руководство аэропорта в области международных маршрутов взяло курс на привлечение карго-перевозчиков, совершающих межконтинентальные перелеты над Сахалином. «Мы рады принять их лайнеры для технических посадок на дозаправку для того, чтобы увеличить количество перевозимого груза в трюмах воздушного судна. В перспективе планируется консолидировать и распределять этот груз для доставки его внутри России либо перенаправления по Дальневосточному региону», – сказал он на форуме.
Сегодня перед аэропортом Южно-Сахалинска правительство области ставит задачу получения статуса крупного дальневосточного хаба для пассажирских (до 5 млн человек в год) и грузовых перевозок.
Подающий надежду
Определенную ставку авиационные власти, равно как и чиновники, делают на реконструкцию военного аэродрома Сиверский под Санкт-Петербургом, построенного в 1937 году. Тема активно обсуждалась в течение всего года, начиная с громкого заявления губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко о том, что уже в следующем году Сиверский должен принять и отправить первые самолеты.
Создание аэропорта гражданской авиации на месте бывшего военного аэродрома Сиверский рассматривается как инвестиционный проект и частный объект инфраструктуры воздушного транспорта, предназначенный в первую очередь для грузовых перевозок, обслуживания и базирования деловой авиации и авиации общего назначения, учебного центра подготовки летного состава и в дальней перспективе, возможно, для внутренних пассажирских перевозок, исключая прямое авиасообщение с аэропортами Москвы.
Как ранее заявляли власти, реализовывать проект будут в три этапа: создание карго-терминала, предназначенного для грузовых перевозок, предусмотрено в течение первого этапа.
Но процесс до сих пор тормозит передача аэродрома из собственности Минобороны в собственность Ленинградской области. По последним данным управления Ленинградской области по транспорту, вопрос с Минобороны России по передаче в муниципальную и региональную собственность земельного участка и имущества военного аэродрома Сиверский окончательно не решен.
«Инициатором реализации инвестиционного проекта по созданию аэропорта выступает ЗАО «Евросиб». Информация о готовности генерального плана и технико-экономического обоснования инвестиционного проекта от инвестора в управление Ленинградской области по транспорту до настоящего времени не поступала», – заверили в отделе развития транспорта и транспортной инфраструктуры управления.
Добавим, что в августе сообщалось, что инвестор разрабатывает генеральный план и технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по строительству аэропорта. Также проводилась экспертиза аэродромных покрытий для последующего определения объема инвестиций, необходимых для реконструкции взлетно-посадочной полосы. Помимо компании «Евросиб», в списке инвесторов аэропорта летом появилось упоминание компании ООО «Ленавиа».
По заверению представителей управления, детали строительства и развития аэропорта Сиверский можно будет обсуждать только после принятия Министерством обороны РФ решения о передаче.
Успеть за рынком
В настоящее время основная проблема аэропортов заключается в том, что они не успевают за тенденциями на рынке, говорят представители аэропорта Шереметьево. «Одной из ключевых тем большинства международных отраслевых саммитов и конференций является глобальный дефицит карго-инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. Так, например, обеспечение 100%-ной сохранности высокостоимостных температурных грузов невозможно без наличия соответствующих холодильных мощностей», – поясняет представитель Шереметьево.
О том, что есть необходимость в дополнительных терминалах, говорит и представитель авиакомпании «Уральские авиалинии». «При наличии конкуренции цены на обслуживание судов и грузов значительно ниже. У авиакомпании есть опыт работы с аэропортами, которые располагают несколькими терминалами, например во Владивостоке», – поясняет он.
В разговоре о проблемных вопросах собеседник добавляет, что перевозчик сотрудничает с карго-терминалами по всему миру. Большинство терминалов оборудованы и лицензированы для приема спецгрузов: опасного, скоропортящегося, таможенного и т. п. Также терминалы предоставляют информацию о прибывшем и убывшем грузе на своих сайтах, что существенно упрощает работу авиакомпаний и является удобным сервисом для грузоотправителей и грузополучателей. Но для совершенствования сервиса, более быстрой обработки груза и повышения грузопотока необходимо, чтобы аэропорты больше внимания обращали на техническое оснащение.
Дмитрий Суховерша, руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic, отмечает, что в регионах один карго-терминал является локальным монополистом, диктующим свои тарифы участникам ВЭД.
«Строительство новых грузовых терминалов в аэропортах страны за счет частных инвесторов могло бы стать эффективной мерой в целях повышения конкуренции тарифов терминалов, но только при условии экономической целесообразности такого строительства», – говорит он.
Добавим, что продолжается развитие карго-терминалов в только что построенных аэропортах России. К примеру, международный аэропорт Платов в Ростове-на-Дону имеет новый грузовой терминал. Среднесуточный грузооборот грузового терминала службы организации почтово-грузовых перевозок (входит в структуру АО «Ростоваэроинвест») в Платове составляет 187 т.
Этот комплекс один из новейших в стране, он располагает складскими помещениями, специальными помещениями для хранения, системой автоматического измерения веса и объема, автопарком погрузчиков, складом временного хранения, касторовыми столами для обработки и хранения авиационных контейнеров, подъемными станциями, паллетными погрузчиками и автоматизированной системой учета груза.