«ОСГОП нужно будет заключать в отношении каждого транспортного средства, внесенного в региональный реестр легковых такси. Закон вступает в силу только 1 сентября 2024 года – именно до этой даты всем перевозчикам нужно заключить страховые договоры. В течение 60 дней с момента вступления закона в силу (не позднее 31 октября 2024 года) информацию о заключенных договорах необходимо передать в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ. Контролировать соблюдение требований будут с помощью специального реестра. За нарушение правил перевозчику грозит административная ответственность по ст. 11.31 КоАП РФ, а также приостановление действия или аннулирование лицензии», – говорит эксперт-юрист консалтинговой группы «Гебель и партнеры» Константин Бахтин.
За перевозку пассажиров без ОСГОП штраф может составлять до одного млн. руб., а непредоставление информации о страховщике и договоре ОСГОП – до 30 тыс. руб.
Введение таких условий позволит повысить безопасность перевозок, мотивировав водителей внимательнее относиться к дорожной ситуации.
По закону об ОСГОП минимальный размер страхового возмещения составляет возрастает до 2,025 млн. рублей на каждого пассажира в случае смерти; до 2 млн. рублей на каждого пассажира в случае причинения вреда здоровью; до 23 тыс. рублей в случае причинения вреда имуществу пассажира. При этом прекращение действия ОСГОП не освобождает от выплаты возмещения по страховым случаям, наступившим в период действия этого договора.
«При наступлении страхового случая получить возмещение в счет причиненного вреда пассажир сможет непосредственно у страховщика, с которым перевозчик заключил договор ОСГОП. По новым правилам сведения о договоре должны быть размещены в салоне такси наряду с другой информацией. Для получения компенсации пассажиру нужно обратиться в страховую компанию с заявлением. Из документов понадобятся: копия паспорта, справки и документы, подтверждающие причиненный ущерб и факт наступления страхового случая. Итоговый размер компенсации будет рассчитан исходя из характера и тяжести причиненного вреда, а также с учетом фактически понесенных расходов. В случае получения отказа в выплате страхового возмещения, либо при несогласии с предложенной суммой пассажир вправе обратиться с исковым заявлением в суд. По итогам разбирательства, если получится доказать, что действия страховщика необоснованны, размер компенсации может быть увеличен», – добавляет Константин Бахтин.
Нельзя быть уверенным в том, что, например, нападение таксистом на пассажира или наоборот, а также кражу вещей можно отнести к страховому случаю по ОСГОП только на основании того, что это происходит в легковом такси. Поэтому в случае противоправных действий лучше обращаться в первую очередь в полицию.
Еще одним важным изменением стало расширение перечня случаев, когда страховщик, выплативший возмещение пострадавшему, вправе предъявить регрессное требование к перевозчику. «Например, при наступлении следующих страховых случаев: вследствие умысла перевозчика, причинившего возмещенный страховщиком вред; управление автомобилем в состоянии опьянения и отказе от медосвидетельствования; если лицо не имело права управления транспортным средством, подтвержденного или оформленного в установленном порядке; вследствие нарушения перевозчиком режима труда и отдыха в отношении водителя; вследствие того, что транспортное средство было допущено к перевозке (выпущено в рейс) с неисправностями или в непригодном для эксплуатации состоянии и другие», – рассказывает руководитель группы Юридическая помощь ОНЛАЙН Александр Бударагин.
Безусловно, ОСГОП является дополнительной страховкой, ОСАГО по-прежнему должен быть оформлен на каждый автомобиль.