Начнем издалека – в июне 2023 года стало известно о законопроекте об обязательном страховании пассажиров такси (ОСГОП), согласно которому юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие разрешение на перевозку легковым такси, не смогут заниматься этой деятельностью, пока не застрахуют свою ответственность минимум на 2 млн рублей за причинение вреда жизни каждому пассажиру. До того момента пострадавшие пассажиры такси были защищены только законом об ОСАГО, по которому максимальная компенсация за гибель человека составляла 500 тыс. руб. По закону об ОСГОП она увеличивается до 2,025 млн руб.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года. Для его реализации Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития было поручено разработать нормативную правовую базу, и один из проектов предполагает оформление специального акта в случае ДТП с такси. Изменения предлагается внести в приказ Минтранса № 540 от 27 декабря 2017 года.
Бумагомарательство или необходимый шаг?
Вызвать ГИБДД в случае аварии теперь недостаточно: нужно будет дополнительно составлять акт – по каждому происшествию, в результате которого в процессе поездки был причинен вред жизни, здоровью или имуществу пассажира. Например, если столкновение такси произошло с автобусом, и в последнем пострадал пассажир, документ должен быть составлен в четырех экземплярах. Один хранится у службы заказа такси (агрегатора), второй предоставляется перевозчику, третий – потерпевшему, а четвертый – страховщику.
«Эта мера по включению такси в действующую сейчас схему оформления при аварии с пострадавшими – по сути, унификация документооборота, включающая такси в систему работы и стандарты Минтранса. Наличие акта требуют Устав автомобильного транспорта, нормативные акты Минтранса и 67-ФЗ как обязательный документ в выплатном деле, – объясняет управляющий директор департамента андеррайтинга имущественных видов страхования юридических лиц компании «Ренессанс страхование» Екатерина Зенченко. – Каждая подписавшая акт сторона получает свой экземпляр, поэтому может быть оформлено 3 или 4 экземпляра акта в силу обычаев документооборота, но фактически акт реально необходим только страховой компании. Для пострадавшего внедрение ОСГОП существенно упрощает получение компенсации: часто невозможно взыскать компенсацию с виновника ДТП или водителя такси, получить ее в страховой компании гораздо проще. Это социально ориентированный вид страхования с очень удобными условиями получения выплаты пострадавшими».