Как утверждает газета, ОАО «РЖД» пыталось выйти из капитала GEFCO с 2021 года. Однако процесс попал под мониторинг правительства Франции. По словам министра промышленности Франции Аньес Панье-Рунахер, было выдвинуто требование, чтобы новые владельцы предоставили план дальнейшего развития для защиты бизнеса GEFCO по крайней мере в краткосрочной перспективе.
Дорогой бренд
Напомним, что GEFCO по своей сути является логистическим оператором национального автопроизводителя Peugeot, бренд которого после объединения с Fiat-Chrysler трансформировался в Stellantis. В штате GEFCO – 11,5 тыс. сотрудников в 47 странах мира.
Первый шаг в реализации сделки уже сделан: Stellantis объявила о продаже своей доле в капитале GEFCO S. A. группе CMA CGM. Однако дальнейшая процедура может затянуться, поскольку Еврокомиссия хотя и разрешила в виде исключения CMA CGM немедленно приобрести часть капитала GEFCO, тем не менее для завершения сделки потребуется ждать окончательного одобрения. Решение по этому поводу Еврокомиссия обещала принять в ближайшие месяцы.
Генеральный директор CMA CGM Родольф Сааде приветствовал это приобретение, однако не стал уточнять детали приобретения актива у ОАО «РЖД» и умолчал о стоимости покупки. Поэтому озвученная сумма – это оценка экспертов. Причем они не забыли уточнить, что в конце 2012 года ОАО «РЖД» выложило за свою долю в GEFCO €800 млн, а по состоянию на июнь 2021 года стоимость GEFCO превысила €1,5 млрд. Ее выручка в 2021 году от перевозки новых автомобилей оценивалась в €4,2 млрд.
В дальнейшем стоимость GEFCO может увеличиться, поскольку новый владелец планирует интегрировать французскую компанию в швейцарскую логистическую группу CEVA. Последняя, в свою очередь, специализируется на перевозках автомобилей. Таким образом, после интеграции на рынке появится компания CEVA Logistics, которая продолжит свой рост во всем мире и укрепит свое присутствие на некоторых ключевых рынках, особенно во Франции и Европе, подчеркнул представитель CMA CGM.
Покупатель доволен
Стоит добавить, что ОАО «РЖД» пыталось продать GEFCO еще раньше – в 2017 году. Правда, тогда была выдвинута идея продажи акций частями – через IPO. Однако от подобной идеи пришлось отказаться, поскольку подобный вариант не мог быть одобрен в ЕС. В итоге в 2021 году правительство РФ отредактировало планы. В новом постановлении убрали формулировки и про IPO, и лимит продажи.
Сейчас стало известно, что уже тогда проявляли интерес CMA CGM, CAT, а также фонды Anchorage и DK. Но после введения британских санкций против ОАО «РЖД» в марте 2022 года GEFCO в силу сложившихся обстоятельств сама стала искать покупателя на российский пакет. И в этом ее поддержало правительство Франции , поскольку формально санкции не затрагивали деятельность французской компании, сообщила Les Echos.
Вместе с тем в 2022 году условия сделки изменились. У GEFCO возникли сложности с банковскими структурами, страховыми компаниями и поставщиками, клиенты стали отказываться от продления контрактов. Кроме того, IATA отозвала у нее лицензии, фактически лишив возможности осуществлять перевозки грузов воздушным транспортом.
ОАО «РЖД» было вынуждено согласиться на ускоренную продажу, как полагает Les Echos.
Для чего приобретали GEFCO
В 2012 году приобретение нового актива, уточним, увязывалось в то время с созданием в перспективе международного железнодорожного логистического оператора ОТЛК, которую после передачи ей всех активов в ОАО «РЖД» оценили в $3,5 млрд. При этом чистая прибыль компании в 2015 году ожидалась в $400 млн, выручка – на уровне $1,6 млрд. К 2020 году эти показатели планировалось увеличить соответственно до $900 млн и $5,8 млрд.
Данный бизнес-план получил положительную оценку Минэкономразвития и Минтранса России. При этом отмечалось, что в ОАО «РЖД» использовали опыт GEFCO. Причем, как отмечало ее руководство, реализация проекта могло обеспечить более эффективное использование ресурсов железных дорог, а также улучшить координацию планов по перевозкам.
При создании ОТЛК не предполагалось, что GEFCO составит ей конкуренцию. Ведь в задачи последней не входило управление грузовыми вагонами и терминалами в зоне ответственности ОАО «РЖД». Наоборот, GEFCO планировалось вовлечь в оказание комплексных услуг на Едином экономическом пространстве (России, Белоруссии и Казахстана). Это должно было создать условия для того, чтобы национальные железнодорожные компании трех стран могли получить дополнительные доходы от использования инфраструктуры и дивиденды от владения акциями ОТЛК.
Иными словами, предполагалось благодаря всем этим мерам наполнить МТК Запад – Восток и Север – Юг дополнительными грузопотоками. На тот момент заявлялось, что потенциал этих коридоров был реализован менее чем на 1% в транзите. Это объяснялось отсутствием у ОАО «РЖД» опыта в сфере глобальной логистики и взаимодействия с частными операторами на нем.
Между тем GEFCO обладала практическим опытом в реализации LLP и 4PL-решений, располагала возможностью проведения экспертизы в организации разных видов перевозок и таможенном оформлении в регионах мира. Это позволяло выполнить нестандартные задачи, предъявляемые клиентами – в т. ч. по аутсорсингу сервисов в рамках цепочек поставок предприятий.
У GEFCO имелась своя ИT-система, позволявшая автоматизировать выполнение операций внутри обширной логистической сети. ОАО «РЖД» в итоге при создании своих бизнес-блоков, связанных с логистикой и предоставлением терминально-складских услуг, многое позаимствовало у GEFCO.
В итоге синхронизация двух проектов – создания ОТЛК и интеграция логистических бизнес-блоков с GEFCO – должна была принести синергетический эффект за счет скоординированного развития транспортных активов и внедрения передовых логистических технологий, а также привлечения клиентской базы на маршрутах Азия – Европа.
Планы были глобальные. Что в итоге?
Как видим, идеи были глобальные. А в итоге – сформировалось ООО «Жефко Россия», которое нашло свою нишу на российском рынке логистики и сформировало свой портфель заказов. Был реализован ряд проектов с «ТрансКонтейнером».
Однако со сменой руководства изменилось и отношение к GEFCO . Его признали непрофильным для железнодорожного перевозчика активом. И начали готовить его к продаже.
Одной из причин называлось сокращение продаж машин марки Peugeot и Citroen, собранных в Калуге. В ОАО «РЖД» стали говорить о том, что для перевозок 10 тыс. машин по российской территории располагать обширной сетевой структурой GEFCO как бы и ни к чему. Ниша LLP и 4PL-проектов в РФ тоже оказалась не очень-то востребованной. А выход ОАО «РЖД» на рынки ЕС в последние годы сильно ограничили.
Тем не менее говорить о том, что бизнес GEFCO в целом стал обузой для ОАО «РЖД», некорректно. Ведь GEFCO получала финансовую помощь от французского правительства. Да и сам факт слияния Fiat Chrysler и Peugeot Citroen, в результате которого получился автогигант Stellantis, говорит о многом. Во Франции, во всяком случае, постарались создать все условия, чтобы GEFCO держалась на плаву. И эта задача уж точно будет выполнена.