Ранее серьезной преградой в развитии продуктового товарооборота был вопрос транспортировки. Как правило, в китайском направлении используются морские грузоперевозки – они подходят для продуктов с длительным сроком годности или находящихся в глубокой заморозке. Однако те наименования, которые портятся быстро, невозможно доставить в Китай морем, а затем из порта довести до континентальной части страны.
Теперь же РФ и КНР активно обсуждают возможность регулярного использования железной дороги для поставки товара. Перспективы такой метод транспортировки открывает крайне оптимистичные. Во-первых, увеличится скорость доставки груза от отправителя до получателя – а значит, появится возможность на постоянной основе экспортировать скоропортящиеся продукты. Во-вторых, в отличие от грузового судна, железнодорожный состав может прибыть не только на береговую линию Китая, но и вглубь государства – туда, где плотность населения, а значит, и число потребителей гораздо выше.
«Недавно произошла поставка в город Чунцин – это крупнейший город на планете по населению, свыше 30 млн жителей. Более того, мы видим, что как только мы начинаем делать прямую логистику, у китайской стороны растет интерес к российским товарам. Мы считаем, что региональное сотрудничество и взаимодействие станет основным драйвером по выходу из того провала, который случился в период пандемии», – отметил Инюшин во время международного промышленного марафона Innoprom Online.
Представители китайской стороны также подчеркивают важность российских партнеров во всех вопросах, связанных с внешней торговлей. Так, при рассмотрении возможности возврата дорожных карт РФ рассматривалась не только как соседняя страна – мнение России оказалось приоритетным в обсуждении.
«Наши стороны подписали множество договоров. У нас есть экономические соглашения – Шелковый путь, «Один пояс – один путь». Мы работаем по этим программам, чтобы построить экономическое сотрудничество. И учитывая возможности этих программ для развития промышленности в центральных и западных регионах Китая, мы можем также продвигать экспорт, импорт и взаимную торговлю России и Китая», – высказался Лу Кунь, вице-президент международной торгово-промышленной палаты Уханя.
Эксперт подчеркнул: хотя пандемия оказала влияние на предпринимателей, уровень российско-китайской торговли от этого не только не пострадал, но и вырос на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, на федеральном уровне КНР были предоставлены данные, согласно которым «в апреле уровень торговли вырос почти на 70%». По мнению Куня, это во многом связано именно с первыми шагами по налаживанию доставки продукции по железной дороге. Китайская сторона принимает посильное участие в развитие этого канала поставок, внимательно наблюдает за проектами в сфере железнодорожного строительства и оказывает им поддержку.
«Мы заинтересованы в работе с Россией. За последние недели я говорил с российскими компаниями, мы видим их интерес. У нас есть очень хорошие взаимные перспективы. И мы ждем возможности напрямую договариваться об импорте мяса из России. Потому что в прошлом у нас уже были предусмотрены логистические решения. Ухань и другие города Китая готовы уже налаживать контакты напрямую с Москвой. Мы знаем, что есть железнодорожные каналы, мы готовы распространить их и в другие китайские города. Мы также готовы сотрудничать с Новороссийском и другими российскими городами. И это прямые решения, связанные с логистикой, которые позволят нам наращивать поставки сельскохозяйственных продуктов, мяса (говядины, в частности), которое мы в прошлом приобретали в других странах», – заявил специалист.
Китай настроен на диалог с Россией. По уверению Лу Куня, развитие железнодорожных перевозок импортируемого из РФ товара выгодно обеим сторонам. В частности, российские компании получат возможность расширить свое присутствие в КНР.