+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.09.2022 16:11:44
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Передать строительство Восточного полигона Минстрою России и отделить инфраструктуру РЖД от перевозочного процесса: бизнес идет ва-банк

Россия справляется с экономическими, финансовыми и технологическими ограничениями, валютный и финансовый рынки страны стабилизировались, инфляция снижается, а уровень безработицы находится на историческом минимуме, заявил сегодня на ВЭФ-2022 президент РФ Владимир Путин.

В центре внимания находится восточное направление, но движение бизнеса и российских компаний в сторону развития транспортной, в частности железнодорожной, инфраструктуры обрастает все новыми проблемами на фоне нерешенных старых.

Пытаясь отреагировать на это, участники рынка предлагают новые формы взаимодействия друг с другом, а также с властью и в очередной раз говорят о явной неудовлетворенности результатами ОАО «РЖД» на Восточном полигоне как ответственного за строительство инфраструктуры и расшивку узких мест. Как следствие – предлагаются разные пути решения проблем и некой корректировки системы в сторону интересов бизнеса – и создание новых структур, и приведение в соответствие всех проектов и планов, и главное – поддержка бизнеса, а не давление на него.

О желании заинтересованных групп ограничить влияние РЖД, в частности, говорит эмоциональное и критическое выступление губернатора Кузбасса Сергея Цивилева на ВЭФ-2022. О том, что глава главного угольного региона страны периодически сетует на невыполнение РЖД озвученных планов, ни для кого не секрет. Он уже заявлял о переполненности угольных складов в Кузбассе из-за проблем с вывозом по железной дороге, снижении угледобычи, нехватке логистических возможностей, связанных с пропускной способностью Восточного полигона, падении прибыли угольных предприятий и как следствие – сокращении налоговых поступлений от угольных компаний.

В этот раз на ВЭФ он заявил о том, что четыре года подряд объемы вывоза угля в Кузбассе стоят на одном уровне. Не приросло ни одной тонны. По его прогнозам, по итогам этого года ожидается снижение отгрузки угля в восточном направлении до 49 млн т, что на 7,5% ниже установленных для региона лимитов перевозки по данному направлению. Всему виной – инфраструктурные ограничения Восточного полигона.

С. Цивилев назвал введенное с 10 августа эмбарго на уголь на запад большим и серьезным сдерживающим фактором для развития угольной отрасли России. Но влияние эмбарго на угольную отрасль меньше, чем незавершение модернизации Восточного полигона в планируемый срок. В итоге от этого страдает экономика каждого региона Сибири.

«Угольщики вкладывались в надежде на то, что РЖД исполнят все программы модернизации БАМа и Транссиба, построили шахты, разрезы, терминалы угольные. Этого всего у нас с большим избытком, а вывоз проваливается. Резкий поворот на восток показал неготовность российских железных дорог и нашей инфраструктуры к работе на других рынках», – сказал С. Цивилев.

Сроки реализации I этапа Восточного полигона перенеслись с 2017 на 2022 год, а очередь желающих везти на восток растет в геометрической прогрессии и не может сравниться с планами правительственных программ. Недовольным угольщикам приходится идти на крайние меры.

Г-н Цивилев предложил оставить за РЖД только функции эксплуатации и капитального ремонта, а функцию строительства Восточного полигона передать Минстрою России.

Это заявление вызвало ответную реакцию РЖД. Так, замглавы РЖД по вопросам строительства Андрей Макаров попытался тут же заверить в том, что холдинг делает все возможное и на стройке, и на узких местах. «Как говорится, коней на переправе не меняют: у нас весь II этап развития Восточного полигона законтрактован, мы активно начали эту работу. И разделить эксплуатацию и строительство на железной дороге, когда мы строим под колесами, крайне проблематично. Если у кого-то это получится, я буду рад, что появились такие компетенции, помимо нас», – прокомментировал он идею С. Цивилева.

Предложение о передаче части функции холдинга чиновникам не ново, но, как отметил С. Цивилев, сейчас наступило время крайних и, по сути, кардинальных решений.

Налицо, таким образом, некая несистемная внутрибюрократическая борьба внутри структуры, ответвления которой особенно ярко видны при обсуждении недостижения тех или иных прогнозов и как следствие – недополучения прибыли и доходов. В текущей экономической ситуации эта тенденция особенно прослеживается.

В текущих условиях угольный и транспортный бизнес хочет и может работать, как он сам и признается, но 305 млн т, заявленные к исполнению для перевозки на Восточном полигоне, – это небольшой объем при наличии достойной инфраструктуры. Необходимо развивать рынок и пересматривать эти объемы в большую сторону с учетом интересов бизнеса.

Нет сомнений в том, что предложение С. Цивилева – в интересах прежде всего потребителей социального блока, на что он не устает обращать внимание. Но и интересы бизнеса здесь стоят на первом плане. Еще до санкций, но уже в условиях мирового угольного кризиса он и его команда говорили о срыве исполнения контрактных обязательств ОАО «РЖД» по вывозу продукции угольных предприятий Кузбасса. Не раз обращали внимание на потерю доходов и штрафы со стороны покупателей, на временную приостановку финансирования инвестпроектов в отрасли. А в более глобальном масштабе говорили о возможной утрате отдельных рынков.

Какие финансовые потери понесет угольная и в целом транспортная отрасль в этом году, пока оценивается. Вместе с тем сегодня на пленарном заседании Владимир Путин заявил, что потери российской экономики из-за узких мест на Восточном полигоне, ранее оцененные в 1,5 трлн руб. в этом году, – «это не то, что мы потеряли, а то, что недополучили». Президент отметил, что планы по расширению Восточного полигона будут реализовываться в полном объеме и в ближайшие годы пропускная способность Восточного полигона увеличится примерно на 40 млн т.

Недостаточные темпы реконструкции объектов Восточного полигона, по мнению участников рынка, влияют на работу не только угольщиков, но и владельцев портовых мощностей и сухопутных терминалов. И вторая яркая мысль, прозвучавшая с трибун ВЭФ, – от председателя совета директоров ГК «Дело» Сергея Шишкарева, предложившего наконец завершить реформу железнодорожного транспорта, которая на старте предусматривала разделение конкурентных и монопольных видов деятельности, и отделить инфраструктуру от перевозок. При этом он не поддержал предложение С. Цивилева. А, наоборот, заявил, что ОАО «РЖД» должно строить инфраструктуру, но при этом не участвовать в коммерческих проектах, связанных с перевозками по ней. В новых условиях нужно быть смелее, подчеркнул С. Шишкарев. Например, рассматривать вопрос новой формы участия бизнеса в развитии железнодорожной инфраструктуры – концессионного соглашения. Г-н Шишкарев такую идею сам же характеризует как новый и смелый формат.

Из всех этих заявлений можно сделать простой вывод: компании беспокоятся за свой бизнес, особенно в текущих условиях. Им нужны четкие и, главное, эффективные решения, конкретные цифры и задачи, в том числе по работе на многострадальном Восточном полигоне. Уже упомянутый объем пропускной способности железных дорог в восточном направлении до 305 млн т грузов к 2035 году, по словам С. Шишкарева, не содержит понимания, насколько этого объема достаточно. «Кто будет потребителем угля? Кто его будет покупать? Кем и как он будет переваливаться в порты и как вывозиться? Где эти рынки сбыта? Также мы должны изучить, кто и как будет этот уголь добывать. Какие разведанные запасы? Какие запасы предлагаются к извлечению и к экспортным поставкам? Почему именно 305 млн т, а не 290 млн т или не 355 млн т? Это много или мало? Ответа на этот вопрос нет», – высказывается он.

Более того, бизнес сегодня не устраивает и наличие многочисленных ответственных за развитие Восточного полигона, что усложняет и взаимодействие, и построение программ развития компаний. По мнению С. Шишкарева нужна одна структура, владеющая полной информацией по проекту. Он высказывается за аккумулирование этой функции у Минтранса и за создание Совета потребителей инфраструктуры Восточного полигона, что опять-таки снова подтверждает вывод о желании увеличить влияние определенных групп на РЖД.

Подобная позиция звучит и из уст крупнейших бизнесменов страны. Так, Аркадий Ротенберг на форуме заявил, что российская экономика может адаптироваться к сложившемуся кризису, только для этого необходимо снятие стоящих на пути бизнеса регуляторных барьеров. Нужно систематизировать все, что есть, создать наиболее благоприятные условия для бизнеса и давать доступ к кредитным средствам, считает бизнесмен.

Перед этим бизнесмен Олег Дерипаска высказался о том, что в новых условиях в России стоит действовать так, чтобы не вредить частному сектору.

Подытоживая все эти заявления спикеров и чиновников, следует отметить проблески некоего позитивного сигнала о возникновении условий для конкуренции и соблюдении ранее озвученных договоренностей. Но с оговоркой – государство развернется к бизнесу.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions