Этому способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в последний месяц прошедшего года ОАО «РЖД» в 1,5 раза увеличило перевозки балласта для собственных нужд.
Перевозчик хотя и ускорил по осени ремонты, тем не менее так и не освоил все обещанные ранее проекты модернизации. Так что в конце прошлого года велись работы вдогонку, о чем свидетельствовала, судя по опросам грузоотправителей, активность выше обычной в открытии ремонтных окон на ряде участков, в основном в восточном направлении.
Обычно зимой завоз щебенки для нужд железнодорожников снижался. В частности, в январе 2022 года ее вывоз снизился на 16% по сравнению с тем же месяцем 2021-го.
Железнодорожники пополняют запасы
Однако в январе текущего года на сети также была зафиксирована прибавка в перевозках балласта. Правда, уже не столь значительная, как в декабре. Очевидно, что теперь щебень шел в запас на текущий год. Ранее впрок его на сети не завозили.
В 2022 году на сети запасы балласта поддерживали на минимуме. Ремонтники работали нередко с колес. И теперь склады потребовалось пополнить.
Во-вторых, дополнительные объемы щебня потребовались в рамках событий, которые происходят сейчас на Украине, в зоне военной операции.
Охлажденная стройка
Что касается внутреннего спроса, то он повлиял на динамику погрузки стройматериалов на РЖД в январе довольно слабо. В Минстрое России отчитались о росте объемов строительно-монтажных работ в 2022 году на 6%.
Однако, по данным риелторов, количество новых объектов уменьшилось примерно на столько же, отметил руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик. Застройщики не спешили с выводом новых квартир на рынок.
Да и рынок складской недвижимости из-за общей ситуации в стране, влияния санкций и разрыва в цепочках поставок не показал роста, но все же остался стабильным, констатировал руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка. Зоны активного потребления стройматериалов можно назвать локальными.
Январь мало что изменил в этом плане.
Бюджеты автодорожникам могут урезать
Прогнозы на 2023 год звучат весьма осторожные. Ведь в 2022-м основную прибавку в железнодорожной погрузке, напомним, обеспечили автодорожники.
«Ожидалось, что подрядчики начнут запасать щебень зимой, чтобы не терять времени на развертывание фронта строительства автодорог в теплый сезон. Однако январь текущего года внес поправку на этот счет», – рассказал представитель крупного карьера.
По его словам, появились слухи о грядущем сокращении бюджетов на «глобальные проекты». Что под этим подразумевается, власти пока не уточнили. Если же говорить в общих чертах, то пока просто на местах озвучены рекомендации урезать новые федеральные проекты строительства автодорог в некоторых регионах.
В связи с этим региональные власти приостановили финансирование и некоторых своих проектов. Отчасти ради перестраховки. Но следует отметить, что ряд местных строек увязаны с траншами из федерального бюджета.
Автодорожникам задержали авансы по уже разыгранным тендерам. И они не отважились в январе на создание запасов с прицелом на теплый сезон. Пополняли склады исходя из текущих раскладов.
Соответственно динамика перевозок стройгрузов на РЖД стала остывать. Прирост есть, но на 2,4 п. п. ниже, чем в декабре. По сути, пропорционально снизился и спрос автодорожников по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Коррекция в планах ожидается весной. Поэтому возникает риск нивелирования нынешней прибавки в объемах перевозок щебня. В свою очередь, представители ряда карьеров пока осторожно прогнозируют лишь сохранение по весне текущего года на уровне прошлогодних объемов погрузки.