К 2024 году в Петербурге будет открыто сразу три станции метро: «Казаковская» в Красносельском районе, «Путиловская» в Кировском и «Горный институт» в Василеостровском. Но пока официально их никто не строит. Неофициально – строят сразу две компании: с 1 октября в Петербурге заработала новая метростроительная компания «Метрострой Северной столицы». Однако работы, как рассказала пресс-секретарь новой компании, ведет старая, которую по суду признали банкротом:
«Строит «Метрострой». Не так активно строит, но продолжает строительные работы. 12 октября – плановая дата начала работ подрядчика «Метрострой Северной столицы». К этой дате госконтракт с прежней компанией должен быть расторгнут и заключен новый с компанией, которая к этому моменту получит статус единого поставщика. «Метрострой Северной столицы» активно закупает стройматериалы, чтобы сформировать необходимый запас для проведения метростроительных работ», – сказала пресс-секретарь АО «Метрострой Северной столицы» Александра Саблина
В новой компании будут работать сотрудники, которые некогда трудились в «Метрострое», подчеркивают в Смольном. Трудовые контракты с компанией «Метрострой Северной столицы» подписала первая тысяча экс-сотрудников «Метростроя». «Трудовые коллективы, все ценные кадры «Метростроя» будут сохранены. Мы переводим 3,7 тыс. человек в городскую компанию», – рассказывает губернатор города Александр Беглов на своей официальной странице в соцсетях.
Обанкротившийся «Метрострой» прославился в Петербурге забастовками рабочих из-за хронической невыплаты зарплаты и срывами сроков ввода. Но новая компания от старой имеет другое отличие: город в декабре 2018 года увеличил контрольный пакет акций ОАО «Метрострой» до 51%, а в «Метрострое Северной столицы» у города сразу контрольный пакет акций в 65%.
Деньги на строительство метро в бюджете города есть, заявляют в Смольном. Более того, ежегодное финансирование строительных работ планируют увеличить до 50 млрд руб. Такого объема удалось достичь в том числе и за счет появления в городе новых налогоплательщиков.
«Планируется значительное увеличение налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга за счет регистрации ПАО «Газпром» в нашем городе, что также даст возможность направить эти средства на реализацию транспортных проектов, в первую очередь на строительство новых станций метрополитена и новый мост через Неву», – говорит первый вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова.
Правило двух «д»: дороги и деньги
Мария Никитина, независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, к. э. н., выслушав заявление А. Беглова на первом заседании обновленного депутатского корпуса ЗакСа, признается, что ничего нового она не услышала, ведь каждый новый депутат и каждый новый чиновник заявляет о необходимости развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. «На фоне беспрецедентного отставания инфраструктуры Петербурга от инфраструктуры Москвы ни один губернатор или уполномоченный чиновник не может об этом молчать и не заявлять о планах по реализации масштабных транспортных инфраструктурных проектов Северной столицы. Другой вопрос – реалистичность этих планов», – говорит она.
Эксперт считает, что депутаты должны ответить на главный вопрос: где взять деньги?
«К сожалению, доходы бюджета Москвы и Санкт-Петербурга несопоставимы и вопрос, где брать деньги для петербургского транспортного развития, – ключевой. Однако для этих целей в администрации города теперь есть вице-губернатор, бывший министр транспорта РФ Максим Соколов. Скорее всего, это и есть его основная задача – наверстать образовавшийся инфраструктурный гэп. Также важно отметить, что такого рода проекты обладают позитивным синергетическим эффектом для отечественного транспортного машиностроения и металлургии, в чей адрес можно ожидать роста заказов», – продолжает М. Никитина.
В поиске финансов
В масштабные проекты развития транспортной инфраструктуры планируется инвестировать не только за счет бюджета – как регионального, так и федерального. Также по плану на строительство дорог и мостов направят и бюджетные кредиты, и частные инвестиции. В первую очередь средства намерены направить на строительство Широтной магистрали скоростного движения. Кстати, она даст городу Большой Смоленский мост – новый мост через Неву. «Мост очень нужен жителям Невского и Красногвардейского районов. Его очень ждут почти 800 тыс. человек», – отмечает А. Беглов.
Заметим, что Санкт-Петербург уже получил добро от правительственной комиссии по региональному развитию в РФ на получение инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму, превышающую 24 млрд руб. «Эти средства будут направлены на строительство Витебской развязки, развязки Западного скоростного диаметра в районе Шкиперского протока, а также обновление подвижного состава «Горэлектротранса», – говорит С. Воронцова.
Проект по модернизации Санкт-Петербургского железнодорожного узла и запуск электричек город намерен реализовать с привлечением средств ОАО «РЖД», федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга. «Реализация этих проектов очень важна для нашего города, поэтому я считаю, что при наличии утвержденной проектной документации, крупных подрядных строительных организаций и стабильного финансового обеспечения планы по развитию транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге могут быть реализованы в полном объеме в ближайшие 10–15 лет», – говорит С. Воронцова.