Очевидно, многие направления, связанные с созданием рынков, наземной инфраструктуры, научно-производственных центров, находятся в руках регионов, так Андрей Белоусов, первый зампред правительства начал заседание президиума Правительственной комиссии по развитию БАС.
«Мы готовы здесь оказывать поддержку, но инициатива должна быть за субъектами Российской Федерации. Ключевым моментом сейчас является разработка региональных программ развития БАС и назначение ответственных за них», – продолжил он.
Главы регионов подтверждают, БАС необходимы. Летательные аппараты в небо будут выпускать для контроля за посевными площадями, состоянием лесов, линейных объектов.. Кроме того с небес будет вестись работа по предупреждению возникновения пожаров, а также для мониторинга объектов ЖКХ и сельского хозяйства. БАС поручено развивать логистику – аппараты будут доставлять почту и грузы как в отдаленные районы, так и в районы, где наземная логистика осложнена. Томск – один из первых регионов, решившийся на ввод экспериментального правового режима эксплуатации БАС. Со слов Владимира Мазура, губернатора Томска, эксперимент удался – в регионе уже создан полноценный комплекс и инфраструктура для опытно-экспериментальной эксплуатации беспилотных воздушных судов. В завершающей стадии этап создания наземной инфраструктуры, с которой будет вестись отработка технических и организационных решений по обеспечению полетов БАС в едином воздушном пространстве. И главное, в регионе уже есть те, кто готов управлять беспилотной гражданской авиацией: программу обучения и тестирования внешних пилотов дронов прошли более 3 тыс. человек.
«На выходе – программа массовой подготовки коммерческих внешних пилотов», – говорит В. Мазур.
Теперь по всех российских регионах появится перечень организаций общего и среднего профессионального образования в которых будут проходить обучение пилоты БАС, заявили участники заседания.
Регионам дали срок до октября
В каждом регионе появится должностное лицо, которое будет отвечать за развитие БАС, включая взаимодействие с Росавиацией и Минтрансом, об этом заявил первый вице-премьер. Также регионам необходимо представить в Минтранс и Росавиацию информацию о планировании маршрутной сети и наличии земельных участков для размещения инфраструктуры для БАС. Василий Осьмаков, первый заместитель Министра промышленности и торговли утверждает, в России реализуется два федеральных проектов: первый направлен на развитие производства БАС, второй – стимулированию спроса на беспилотную авиацию. Предложено спрос консолидировать через государственный гражданский заказ (ГГЗ). В работу уже включилось 66 российских регионов, говорит В. Осьмаков.
«Проведена предварительная оценка потенциальной ежегодной потребности субъектов Российской Федерации в гражданских беспилотниках. В количественном выражении это почти 5,7 тыс. машин различных типов. В финансовом – свыше 50 млрд руб. Эти данные будут регулярно актуализироваться», – говорит он.
Все регионы БАС в небо будут запускать с помощью глобальной сети, для этого уже реализована система «Цифровая платформа», ее, по плану, свяжут с «Госуслугами», и операторы смогут на этом сайте как ставить БАС на учет, так и получать разрешение на полет.
«До 2028 года во всех 89 субъектах РФ планируется оснастить аэродромы техническими средствами для обнаружения и противодействия противоправному применению БАС», – говорит Игорь Чалик, заместитель министра транспорта.
В высокой степени готовности к применению БАС находятся 19 регионов, об этом гласит исследование ГТЛК. В ближайшие семь лет, до 2030 года, в этих регионах потребуется более 12 тыс. ед. беспилотных авиационных систем. Операторов БАС обучают в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем».
«В настоящее время разрабатываются модули подготовки для всех уровней образования, прорабатываются программы переподготовки педагогических кадров и профессорского состава. Будут организованы массовые соревнования в сфере управления и проектирования беспилотников, создан цифровой реестр кадров. Проект предполагает активное участие в нём российских регионов», – говорит Дмитрий Афанасьев, замглавы Минобрнауки России.
Региональные программы развития беспилотных авиасистем поручено разработать в срок до 1 октября.
«Разработать и утвердить программы, а также направить их в Минпромторг, который находится на своде этой работы», – такое поручение дал Андрей Белоусов по итогам совещания.