Уголь ушел в другие порты
По оценкам экспертов, в АО «ММТП» в прошлом году обработали свыше 17,1 млн т грузов, из которых практически весь объем составлял уголь. В последние годы его поток существенно вырос, поскольку сегодня выстроенная логистика через Мурманск оказалась достаточно эффективной для отправки грузов в Китай, Индию и ряд других стран.
«Обрушение моста вблизи станции Выходной вызвало серьезные нарушения в функционировании огромной логистической цепи, одним из важных элементов которой является АО «ММТП». При этом поставка грузов железнодорожным сообщением считается ключевой для нас», – подчеркнул А. Рыкованов.
На текущий момент в Мурманском морском торговом порту работы, связанные с железнодорожными операциями, приостановлены. Приостановка грузопотока влечет за собой не только переполнение складов грузоотправителей, но и снижение интенсивности производства работ АО «ММТП» вплоть до полной остановки деятельности на причалах.
Пострадали и на других терминалах
Уточним, что в порту Мурманск действуют, кроме АО «ММТП», еще несколько стивидорных компаний. Это ООО «Мурманский балкерный терминал» (объем обработки грузов в 2019 г. – 5,6 млн т), ООО «Коммандит Сервис» (1,9 млн т соответственно), ООО «РПК Норд» (21,7 млн т), ООО «ЛК Волга» (14,7 млн т), Мурманский транспортный филиал ПАО «ГМК Норильский никель» (1,3 млн т), а также ряд небольших терминалов (АО «Арктикнефть», ООО «Первый мурманский терминал», ООО «Первая стивидорная компания», ООО РПК «Гольфстрим»).
Кроме того, есть еще АО «Мурманский морской рыбный порт». Обрушение железнодорожного моста через Колу в районе станции Выходной практически отрезало Мурманск от большой земли.
Конечно, остается сообщение автотранспортом, но солидная часть грузов шла в столицу Заполярья именно по железной дороге, отметили эксперты. Правда, в 2020 году отправка рыбы вагонами-рефрижераторами практически не производилась. Однако в рыбный порт по железной дороге поступало топливо для котельной.
Автотранспорт не панацея для крупных игроков
Если небольшие стивидорные компании сейчас не слишком пострадали, поскольку также в значительной степени ориентированы на автотранспорт, то этого нельзя сказать о других крупных игроках. Например, ООО «Мурманский балкерный терминал» отгружает продукцию АО «МХК «ЕвроХим» (калий, горнорудную продукцию, включая железную руду, бадделеит, апатит). Экспортная продукция традиционно была ориентирована в основном на железную дорогу.
ООО «ЛК Волга» имеет рейдовый перегрузочный комплекс для перевалки нефтегрузов в нескольких километрах от Мурманска. Однако здесь еще осуществляется перевалка солидного объема негабаритных грузов, поступающих по железнодорожным путям в рамках транспортного коридора Восток – Запад. Их среднегодовой объем, по данным представителя порта, составляет миллионы тонн.
ООО «РПК Норд» также имеет значительный объем грузопотока, поступающий по рельсам. Соответственно, от восстановления железнодорожного движения зависят большинство крупных стивидорных компаний. И они терпят убытки от обрушения моста.
«Самое обидное, что толком представители железнодорожников ничего не говорят. Есть туманные обещания открыть движение до конца текущего месяца. И это пока все. Как планировать работу с судовладельцами, пока не очень понятно», – сообщил представитель стивидоров.