+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.12.2022 10:51:01
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Повышение тарифов на порожний пробег полувагонов с Дальнего Востока: не создаст ли еще больший дисбаланс грузовой базы?

Новая дискуссия на рынке железнодорожных грузовых перевозок сегодня вызвана предложением ОАО «РЖД» увеличить тариф на перевозку порожних полувагонов со станций Дальневосточной железной дороги.  Как может измениться движение на сети РЖД при таком повышении тарифа? Насколько данное предложение действительно даст стимул для вывоза контейнеров на запад? Не возникнет ли еще больше инфраструктурных проблем на забитом Восточном полигоне?
Какова позиция РЖД?

На запрос РЖД-Партнера о причинах и прогнозируемом влиянии на инфраструктуру в РЖД не ответили. По данным СМИ, которые ссылаются на письмо заместителя гендиректора ОАО «РЖД» Алексея Шило в Минтранс, для стимулирования вывоза контейнеров в западном направлении ОАО «РЖД» хочет увеличить тариф на перевозку порожних полувагонов со станций ДВЖД на 51%. Речь идет обо всех назначениях, кроме Дальневосточной магистрали, а также Забайкальской железной дороги и Железных дорог Якутии.

В РЖД меру называют вынужденной, направленной на «повышение экономической заинтересованности собственников полувагонов в предоставлении подвижного состава под перевозки контейнеров с Дальнего Востока и сокращение порожнего пробега». По планам холдинга эта мера должна способствовать повышению доли обратной загрузки полувагонов за счет привлечения контейнеров в условиях дисбаланса грузовой базы по направлениям Запад – Восток и Восток – Запад.

Напомним, что недавно спор на рынке возник из-за предложения Минтранса увеличить железнодорожные тарифы на контейнерные перевозки на Дальнем Востоке и параллельно дать скидку на вывоз контейнеров через порты Северо-Запада. Часть экспертов и участников рынка назвали это предложение нецелесообразным в текущих реалиях. 

Что говорят угольщики?

В целом, по мнению участников рынка, увеличение тарифа будет только способствовать ухудшению экономики угольных маршрутов, которые предполагают быстрый возврат порожняка. Более того, может привести к дефициту парка и росту ставки.

Заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов выступает против данного предложения монополии. «Собственник вагона включит эти затраты в ставку за предоставление вагона. И порожний, но дорогой вагон будет ехать напрямую», – говорит он.

Е. Кузнецов соглашается, что эта мера простимулирует привлечение полувагона под контейнерные перевозки. Но сразу объясняет: «Вспоминаем время, когда вагон при возврате с востока «отмывали» из-под экспортной перевозки путем его привлечения под перевозку грузов с востока на запад. Вагоны забивали ДВЖД в ожидании груза. Места зарождения контейнерных потоков не совпадают с местами гашения потоков угля, что тоже негативно скажется на эксплуатационной ситуации на Дальневосточной дороге. Плюс полувагон с контейнером надо привезти на Запсиб и перегрузить на платформу для дальнейшего рейса на запад, а полувагон подать под погрузку в Кузбасс».

Все это, как подчеркивает спикер, меняет отлаженную схему захода порожняка и увеличивает оборот вагона. А в итоге может привести к дефициту полувагона и росту ставки.

Что думают операторы?

В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) высказывают позицию о том, что предложение РЖД о повышении тарифов ни экономически, ни методологически, ни в отношении величины такого повышения не является обоснованным. Реализация такой инициативы не приведет к повышению экономической заинтересованности операторов и иных владельцев полувагонов в предоставлении подвижного состава под перевозки из указанного региона и к сокращению порожнего пробега полувагонов.

«Объем доступной грузовой базы из портов Дальнего Востока несопоставим с объемом образования порожних полувагонов после выгрузки грузов в экспортном направлении. Так, число порожних полувагонов, отправляемых с Дальневосточной железной дороги, составляет более 140 тыс. шт. ежемесячно. В свою очередь, потенциальный объем железнодорожных перевозок всех грузов из Дальневосточного региона в разы меньше. В том числе контейнеров с импортируемыми товарами – максимум 10–11 тыс. отправок полувагонов в месяц (5 контейнерных поездов с полувагонами в сутки). Даже при условии, что количество контейнерных поездов из полувагонов будет доведено до 7 ед. в сутки, общий объем доступной погрузки не превысит 14 тыс. полувагонов, или 10% от общего числа порожнего образования», – говорит представитель СОЖТ.

Таким образом, 90% полувагонов будут неизбежно возвращаться в порожнем состоянии по повышенным на 51% тарифам. По оценкам СОЖТ, дополнительные доходы ОАО «РЖД» от реализации таких предложений составят 23–25 млрд руб. тарифной выручки. Это приведет к такому же увеличению затрат грузоотправителей, в первую очередь Сибирского региона, включая предприятия ЖКХ и энергетики. С начала года настоящие тарифы на перевозку угля уже выросли на 40–56% в зависимости от дальности перевозки, а с января 2023-го, напомним, утверждена дополнительная индексация на 10%.

В СОЖТ подчеркивают: в настоящее время операторские компании и другие владельцы подвижного состава максимально используют порожние полувагоны после их выгрузки в портах и на станциях Дальнего Востока, в первую очередь для вывоза поступивших контейнеров с импортом.
Предлагаемая инициатива РЖД лишь увеличит в конечном итоге финансовую нагрузку на грузоотправителя и при этом не создаст каких-либо дополнительных стимулов для вывоза контейнеров с Дальнего Востока, резюмируют в СОЖТ.

Какова позиция логистов?

Не поддерживает и предложение об увеличении тарифа на перевозку порожних полувагонов руководитель группы железнодорожных операций FM Logistic в России Сергей Друговской.

По его мнению, это повлияет на стоимость перевозки контейнера для конечного заказчика. При этом он считает маловероятным, что данное предложение действительно может существенно стимулировать вывоз контейнеров на запад. «Такой вариант можно использовать только в ситуации пиковых объемов, и то получится сделать это далеко не на каждой станции или контейнерном терминале», – рассуждает спикер.

С. Друговской добавляет, что при росте тарифа есть вероятность возникновения новых инфраструктурных проблем на железных дорогах Восточного полигона.

Не может назвать конструктивным подходом к решению проблемы с вывозом контейнеров такое предложение РЖД и другой собеседник издания. Он отмечает, что запретительный подход, скорее, приведет к обратному эффекту – сеть по этому направлению забьется и встанет.

«Вместо того, чтобы наказывать тех, кто отказывается от перевозки контейнеров в полувагонах и гонит порожняк, стоит поощрять операторов, которые занимаются вывозом контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока: предоставлять таким компаниям приоритет на дороге и другие преференции. Такой подход будет иметь больший эффект и поможет реализовать главную цель инициативы – разгрузить сеть на восточном направлении и вывезти контейнеры с Дальнего Востока», – добавляет источник издания.

Какова оценка экспертов?

Как напоминают эксперты и исследователи рынка, региональное и породовое тарифное регулирование в том или ином виде уже применялось РЖД и ранее. И в текущей ситуации такое регулирование можно и целесообразно применять при наличии сквозных сервисов (то есть при выстроенной логистике) и понимании их стоимости. В противном случае это приведет к удорожанию перевозки без достижения эффекта переключения грузопотоков, высказывается президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Он подчеркивает, что у компании «РЖД» имеется дефицит инфраструктуры и она хочет отрегулировать грузопотоки. Однако делать это надо только в тесном взаимодействии с грузовладельцами, четко понимая их пожелания и возможности, а также баланс по каждому элементу логистики.

«Стимулировать нестимулируемое неправильно. В то же время имеются запросы на реальные логистические кейсы, на которых можно отработать новые логистические цепочки и снизить давление на Восточный полигон. Сейчас время точечных настроек и реальных кейсов, а глобальное «нахлобучивание» должно уйти в прошлое», – резюмирует он.

Добавим, что другие эксперты на рынке высказывают мнение о том, что основная причина введения подобной меры – «материальный интерес ОАО «РЖД» к маржинальности контейнерных перевозок по железной дороге» и «повышение доходов ОАО «РЖД».

По данным источника редакции, только за январь – октябрь доходы РЖД выросли на 13%. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions